ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполнения уголовных наказаний» № 66-ФЗ

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Fantar

Fantar

Руководство Проекта
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 499
Реакции:1 927
Баллы:227
VdY4i4z.png

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ»

Принят
Государственной Думой
25 июля 2025 года

Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года


Глава I. Общие положения

RCtx4Sr.png

Статья 1. Федеральная служба исполнения наказаний и ее назначение

Федеральная служба исполнения наказаний (также - ФСИН) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых, либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию.

Статья 2. Правовая основа деятельности федеральной службы исполнения наказаний

Правовую основу деятельности федеральной службы исполнения наказаний составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральной службы исполнения наказаний.

Статья 3. Руководство и управление Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации

3.1. Общее руководство Федеральной службой исполнения наказаний осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации.
3.2. Руководство Федеральной службой исполнения наказаний Министр юстиции Российской Федерации и его заместители. Министр юстиции Российской Федерации подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации и его заместителям.
3.3. Управление территориальными органами Федеральной службой исполнения наказаний осуществляют Начальники управлений Федеральной службой исполнения наказаний по региону. Начальники управлений Федеральной службой исполнения наказаний по региону подчинены Председателю Правительства Российской Федерации и его заместителям, Министру юстиции и его заместителям.
3.4. Правительство Российской Федерации утверждает Устав территориальных органов Федеральной службой исполнения наказаний; знамя и флаг Федеральной службой исполнения наказаний, положения о них, их описания и рисунки в соответствии с актами Председателя Правительства Российской Федерации.

Статья 4. Основные задачи федеральной службы исполнения наказаний

4.1. Основными задачами федеральной службы исполнения наказаний являются:
1) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;​
2) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования;​
3) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов.​
4.2. Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
4.3. Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Статья 5. Организация федеральной службы исполнения наказаний

Федеральная служба исполнения наказаний для выполнения поставленных задач может применять имеющиеся в их распоряжении силы и средства, при этом физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются в случаях и порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 6. Имущество Федеральной службой исполнения наказаний

6.1. Имущество Федеральной службой исполнения наказаний является федеральной собственностью и может находиться в Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации в оперативном управлении или на правах хозяйственного ведения и вооруженной охране.
6.2. Порядок пользования имуществом Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством о государственном имуществе.

Глава II. Полномочия Федеральной службы исполнения наказаний

RCtx4Sr.png

Статья 7. Обязанности Федеральной службы исполнения наказаний

7.1. На Федеральную службу исполнения наказаний возлагаются следующие обязанности:
1) исполнять в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовные наказания, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;​
2) обеспечивать правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;​
3) создавать осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условия содержания, соответствующие нормам федеральных законов;​
4) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;​
5) участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;​
6) изымать у граждан и должностных лиц вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения;​
7) соблюдать условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.​
7.2. Иные обязанности возлагаются на Федеральную службу исполнения наказаний в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.
7.3. Порядок выполнения возложенных на Федеральную службу исполнения наказаний обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Председателя Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется Министерством юстиции.

Статья 8. Права Федеральной службы исполнения наказаний

8.1. Федеральной службе исполнения наказаний для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных органов;​
2) проверять у лиц документы, удостоверяющие их личность;​
3) ознакамливаться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, отбывающими наказания в учреждениях уголовно-исправительной системы;​
4) требовать от граждан покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;​
5) требовать граждан разойтись при нарушении порядка (правил) нахождения в учреждениях уголовно-исправительной системы;​
6) привлекать осужденных к труду и создавать условия для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;​
7) производить в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации, процессуальные действия;​
8) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на Федеральную службу исполнения наказаний обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации;​
9) применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, физическую силу, а также разрешать сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;​
10) изменять сроки отбывания наказания и режим отбывания наказаний осужденными в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.​
8.2. Иные права предоставляются Федеральной службе исполнения наказаний в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.
8.3. Права Федеральной службе исполнения наказаний реализуются должностными лицами Федеральной службы исполнения наказаний в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства юстиции.

Глава III. Деятельность Федеральной службы исполнения наказаний

RCtx4Sr.png

Статья 9. Деятельность Федеральной службы исполнения наказаний

9.1. Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет: направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения; подготовку материалов о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Министерство юстиции.
9.2. Федеральная служба исполнения наказаний принимает участие: в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании; в разработке и проведении правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Министерства юстиции; в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в уголовно-исполнительной системе, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание.

Статья 10. Общие требования к применению физической силы, огнестрельного оружия

10.1. Сотрудник федеральной службы исполнения наказаний обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, огнестрельного оружия.
10.2. Превышение сотрудником федеральной службы исполнения наказаний полномочий при применении физической силы или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.
10.3. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник федеральной службы исполнения наказаний обязан: предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.

Статья 11. Применение физической силы, огнестрельного оружия

11.1. Сотрудник федеральной службы исполнения наказаний имеет право применять физическую силу, огнестрельное оружие, если несиловые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;​
2) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу;​
3) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника федеральной службы исполнения наказаний.​
11.2. Сотрудник федеральной службы исполнения наказаний имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 12. Соблюдение и уважение прав и свобод человека

12.1. При обращении к лицу, при обращении лица к сотруднику Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по просьбе гражданина служебное удостоверение.
12.2. Сотрудники, находящиеся при исполнении обязанностей, предусматривающих засекречивание своей личности обязаны предоставить жетон и назвать позывной и номер жетона обратившемуся. Образцы жетонов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Осуществление съемки и видеозаписи, фотографирования на территориях исправительных учреждений

13.1. Запрещено осуществление съемки и видеозаписи, фотографирования на территориях исправительных учреждений со стороны осужденных. Камеры, микрофоны, боди-камеры и иные средства звуко и видеозаписи подлежат изъятию у осужденных. Изъятие осуществляют только сотрудники исправительного учреждения, имеющие специальные звания внутренней службы.
13.2. Сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудники правоохранительных органов, сотрудники, приглашенные на территорию исправительного учреждения уполномоченными на то лицами в соответствии с законодательством о закрытых и охраняемых территориях вправе осуществлять съемку и видеозапись.

Статья 14. Руководство учреждения исполнения уголовных наказаний

Руководство учреждением исполнения уголовных наказаний осуществляется начальником учреждения исполнения уголовных наказаний, заместителем начальника учреждения исполнения уголовных наказаний.

Статья 15. Перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе и соответствующих им специальных званий

15.1. Начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний — генерал-майор внутренней службы, генерал-лейтенант внутренней службы.
15.2. Начальник учреждения исполнения уголовных наказаний — полковник внутренней службы.
15.3. Заместитель начальника учреждения — полковник внутренней службы.
15.4. Начальник отдела режима / охраны и надзора / собственной безопасности / кадров — подполковник внутренней службы.
15.5. Заместитель начальника отдела режима / охраны и надзора / внутренней безопасности / кадров — майор внутренней службы.

Статья 16. Перечень типовых структурных подразделений в учреждениях исполнения уголовных наказаний

16.1. Оперативно-режимный отдел — осуществляет выработку распорядка дня, инструкций по обеспечению режима содержания лиц, отбывающих наказание, а также обеспечивает режим содержания лиц, отбывающих наказание.
Оперативно-следственная часть — структурно входит в состав оперативно-режимного отдела, осуществляет оперативно-следственные действия в отношении лиц, отбывающих наказание.
Санитарная часть — структурно входит в состав оперативно-режимного отдела, оказывает медицинскую помощь лицам, отбывающим наказание, и сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
16.2. Отдел охраны и надзора — осуществляет деятельность по охране учреждения исполнения уголовных наказаний и надзору за лицами, отбывающими наказание. Конвоирование лиц, отбывающих наказание.
Отряд специального назначения — структурно входит в состав отдела охраны и надзора, осуществляет специальные мероприятия по подавлению беспорядков и пресечению попыток бегства из учреждений исполнения наказаний.
16.3. Отдел собственной безопасности — осуществляет деятельность по обеспечению собственной безопасности, выявлению и пресечению нарушений сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
16.4. Отдел кадров — осуществляет деятельность по набору, обучению и распределению личного состава.

Глава IV. Общие условия изменения срока отбывания наказаний в исправительных учреждениях

RCtx4Sr.png

Статья 17. Сокращение срока наказания

17.1. Федеральная служба исполнения наказаний имеет право сократить срок наказания осужденного лица, если оно демонстрирует примерное поведение, сотрудничает с расследованием, сотрудничает с администрацией исправительного учреждения и демонстрирует образцово-показательное отношение к работе.
17.2. Сокращение срока наказания производится путем подачи отчета руководителю учреждения в соответствии с установленной процедурой Федеральной службы исполнения наказаний.
17.3. Отчет должен содержать подробное описание поведения осужденного лица, его отношения к работе, а также рекомендации сотрудника федеральной службы исполнения наказаний по изменению срока наказания.
17.4. Федеральная служба исполнения наказаний учитывает следующие факторы при принятии решения о сокращении срока наказания:
1) соблюдение осужденным лицом режима содержания и правил учреждения;​
2) демонстрация осужденным лицом раскаяния и готовности загладить вину;​
3) сотрудничество осужденного лица с расследованием и предоставление ценной информации;​
4) положительное влияние осужденного лица на социальную среду учреждения.​
17.5. Сокращение срока наказания производится в соответствии с следующими критериями:
1) до одной трети от первоначального срока наказания за примерное поведение и сотрудничество с расследованием;​
2) до одной второй от первоначального срока наказания за сотрудничество с расследованием и предоставление ценной информации;​
3) до двух третей от первоначального срока наказания за демонстрацию раскаяния и готовности загладить вину.​

Статья 18. Увеличение срока наказания, помещение лиц, отбывающих наказание, в изолятор

18.1. Осужденное лицо может быть подвергнуто дисциплинарным мерам, если оно нарушает режим содержания, демонстрирует провокационное поведение или не выполняет план работы.
18.2. В таких случаях Федеральная служба исполнения наказаний имеет право продлить срок наказания осужденного лица или поместить осужденное лицо в изолятор.
18.3. Продление срока наказания производится путем подачи отчета руководителю учреждения в соответствии с установленной процедурой Федеральной службы исполнения наказаний.
18.4. Отчет должен содержать подробное описание поведения осужденного лица, его отношения к работе, а также рекомендации сотрудника федеральной службы исполнения наказаний по изменению срока наказания.
18.5. Федеральная служба исполнения наказаний учитывает следующие факторы при принятии решения о продлении срока наказания или помещения осужденного лица в изолятор:
1) повторные нарушения осужденным лицом режима содержания и правил учреждения;​
2) неисполнение осужденным лицом плана работы и демонстрация отсутствия готовности работать;​
3) провокационное поведение осужденного лица и отрицательное влияние на социальную среду учреждения;​
4) создание осужденным препятствий для проведения предварительного расследования.​
18.6. Продление срока наказания производится в соответствии с следующими критериями:
1) до одной трети от первоначального срока наказания за повторные нарушения режима содержания;​
2) до одной второй от первоначального срока наказания за неисполнение плана работы и демонстрацию отсутствия готовности работать;​
3) до двух третей от первоначального срока наказания за провокационное поведение и отрицательное влияние на социальную среду учреждения.​

Статья 19. Условия сокращения срока наказания

19.1. Сокращение срока наказания может быть применено только к осужденным лицам, которые отбыли не менее одной трети срока наказания.
19.2. Сотрудники федеральной службы исполнения наказаний обязаны провести индивидуальную оценку поведения и отношения осужденного к труду до принятия решения о сокращении срока наказания.
19.3. При индивидуальной оценке учитываются следующие факторы:
1) соблюдение осужденным режима содержания и правил учреждения;​
2) участие осужденного в образовательных и реабилитационных программах;​
3) проявление осужденным раскаяния и готовности загладить свою вину;​
4) сотрудничество осужденного со следствием и предоставление им ценной информации;​
5) положительное влияние осужденного на социальную среду учреждения.​

Статья 20. Порядок предоставления отчета

20.1. Отчет о сокращении срока наказания или продлении срока наказания представляется сотрудником Федеральной службы исполнения наказаний начальнику исправительного учреждения в электронном виде с обязательной электронной цифровой подписью сотрудника федеральной службы исполнения наказаний.
20.2. Отчет должен содержать подробную характеристику поведения осужденного, его отношения к труду, а также рекомендации сотрудника федеральной службы исполнения наказаний по изменению срока наказания.
20.3. Отчет представляется в порядке, установленном Министерством юстиции.

Глава V. Права лиц отбывающих наказание

RCtx4Sr.png

Статья 21. Право на обжалование решений администрации учреждения исполнения уголовных наказаний

21.1. Осужденный имеет право обжаловать решение о сокращении срока наказания или о продлении срока наказания в установленном порядке.
21.2. Ходатайство рассматривается в течение суток с момента подачи.
21.3. Ходатайство рассматривается администрацией учреждения исполнения уголовных наказаний в одностороннем порядке.
21.4. По результатам рассмотрения ходатайства администрация учреждения исполнения уголовных наказаний принимает одно из следующих решений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства;​
2) о частичном удовлетворении ходатайства;​
3) об удовлетворении ходатайства.​

Статья 22. Право на свидание

22.1. Лицо, отбывающее наказание в учреждении исполнения уголовных наказаний, имеет право на одно свидание за время отбывания своего срока наказания. Лицо, отбывающее наказание, обязано предоставить администрации учреждения исполнения уголовных наказаний номер телефона родственника, с которым оно изъявило желание увидеться. В случае, если родственник лица, отбывающего наказание, не отвечает на 3 телефонных звонка по номеру, предоставленному лицом, отбывающим наказание — свидание считается проведённым. В случае прибытия родственника, на свидание даётся 5 минут, время отсчитывается с момента закрытия дверей в комнате свиданий и выхода из неё сотрудников уголовно-исполнительной системы.
22.2. Свидание проходит в комнате свиданий в блоке администрации учреждения исполнения уголовных наказаний.

Статья 23. Право на консультацию с адвокатом

23.1. Лицо, отбывающее наказание, имеет право на консультацию адвоката во время всего срока отбывания наказания. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны сообщить в общую рацию государственных организаций и вызвать на связь государственного адвоката. Консультация с адвокатом не может превышать 5 минут. Одновременно на территории учреждения исполнения уголовных наказаний может проводиться не более двух консультаций.
23.2. В случае прибытия адвоката на территорию исправительного учреждения, сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны сообщить осужденным о его прибытии через новостные частоты исправительного учреждения. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны организовать консультацию лицу, отбывающему наказание, с адвокатом, прибывшим на территорию исправительного учреждения.
23.3. Консультация с адвокатом проходит в комнате свиданий в блоке администрации учреждения исполнения уголовных наказаний.

Статья 24. Право на медицинскую помощь

Лицо, отбывающее наказание, имеет право на безотлагательную, качественную медицинскую помощь. Сотрудники санитарной части учреждения исполнения уголовных наказаний обязаны оказывать первую медицинскую помощь. Если лицу, отбывающему наказание, требуется более квалифицированная медицинская помощь (определяется сотрудниками санитарной части учреждения исполнения уголовных наказаний), сотрудники санитарной части обязаны запросить приезд квалифицированных врачей из ближайшего учреждения системы здравоохранения.

Статья 25. Право на работу

25.1. Лицо, отбывающее наказание, имеет право на работу в учреждении исполнения уголовных наказаний. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны обеспечить лиц, отбывающих наказание, работой, если этому располагает ситуация внутри учреждения исполнения уголовных наказаний.
25.2. Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право отказать в реализации права на работу, если лицо, отбывающее наказание, находится в штрафном изоляторе, обстановка внутри учреждения исполнения уголовных наказаний не даёт возможности обеспечить безопасность при конвоировании лиц, отбывающих наказание, к месту работ и/или обеспечить безопасность в месте проведения работ.

Глава VI. Контроль и надзор за деятельностью Федеральной службы исполнения наказаний

RCtx4Sr.png

Статья 26. Судебный, прокурорский надзор

26.1. Судебный надзор за деятельностью Федеральной службы исполнения наказаний осуществляется в соответствии с федеральными законами.
26.2. Надзор за исполнением Федеральной службы исполнения наказаний законов осуществляют органы прокуратуры с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
26.3. Действия (бездействие) сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Статья 27. Государственный контроль

27.1. Государственный контроль за деятельностью Федеральной службы исполнения наказаний осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации и его заместители, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, Министр юстиции в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
27.2. Ведомственный контроль за деятельностью Федеральной службы исполнения наказаний осуществляется в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации.



Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль
25 июля 2025 года
№ 66-ФЗ
 
Последнее редактирование:
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Personalize

Верх Низ