Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации
1.1. Следственный комитет Российской Федерации (Далее - СК России, Следственный комитет) - единая Федеральная централизованная система органов, обеспечивающих в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном, административном производстве.
1.2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными, правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.
1.3. Основными задачами Следственного комитета являются:
а) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
б) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
в) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
г) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
д) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
е) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
1.4. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.1.5. Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.
Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета
Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
3.1. следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета;
3.2. учреждения Следственного комитета - судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета;
3.3. руководители следственных органов Следственного комитета - Председатель Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета), заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Следственного комитета), руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители;
3.4. следователь - следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист;
3.5. сотрудники Следственного комитета (далее также - сотрудники) - руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.
3.6. Штатная численность органов и учреждений Следственного комитета устанавливается указом Председателя Правительства Российской Федерации.
Статья 4. Принципы деятельности Следственного комитета
4.1. Следственный комитет является единой централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.
4.1.1. Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.
а) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
в) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.
4.2. Подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.4.3. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.
4.4. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета
5.1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
5.2. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
5.3. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета
6.1. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе:
а) при производстве доследственной проверки и предварительного следствия беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, кроме помещений и территорий, принадлежащих органам федеральной службы безопасности, и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела.
б) начальники главных управлений, управлений, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам при производстве доследственной проверки и предварительного следствия имеют право на беспрепятственный проход на территории любых территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела.
б) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;
в) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте а настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;
г) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.
д) право на безотлагательный обыск помещений и транспортных средств в любом помещении, транспортного средства или лица, если это необходимо для следствия, с последующим письменным рапортом на имя прокурора.
6.2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.6.3. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.
6.4. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб
7.1. В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица в прокуратуру или в суд.
7.2. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном руководителем следственного органа Следственного комитета.
7.3. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.
7.4. В случае, если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, следователь направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.
Глава II. Система Следственного комитета
Статья 8. Система Следственного комитета
8.1. В систему Следственного комитета входят:
a) центральный аппарат Следственного комитета;
б) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
в) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета;
г) криминалистические подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам Российской Федерации).
8.2. В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.8.3. В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности первых заместителей руководителей следственных органов Следственного комитета, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности, в соответствии с решением руководителя следственного органа Следственного комитета.
8.4. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Правительства Российской Федерации.
8.5. Порядок прохождения службы, работы в следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета устанавливается руководителем следственного органа Следственного комитета.
Статья 9. Служебное удостоверение
9.1. Сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Следственного комитета выдаются соответствующие служебные удостоверения установленного Председателем Следственного комитета образца.
9.2. Служебное удостоверение сотрудника Следственного комитета является документом, подтверждающим его личность, должность, специальное или воинское звание.
9.3. Служебное удостоверение сотрудника Следственного комитета подтверждает его право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику Следственного комитета настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 10. Меры государственной защиты сотрудников Следственного комитета
10.1. Сотрудники Следственного комитета находятся под государственной защитой.
10.2. Государственная защита сотрудников в случаях исполнения ими служебных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников сотрудников, а в исключительных случаях также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
10.3. Сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Типы и модели указанного оружия, порядок его приобретения Следственным комитетом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Порядок привлечения сотрудника Следственного комитета к уголовной ответственности
11.1. Проверка сообщения о совершенном сотрудником Следственного комитета преступлении, возбуждение в отношении его уголовного дела (за исключением случаев, когда он застигнут при совершении преступления) и производство расследования являются исключительной компетенцией следственных органов Следственного комитета.
11.2. Сотрудник Следственного комитета, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на период производства расследования отстраняется от должности.
11.3. Сотрудника Следственного комитета нельзя привлечь к уголовной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера, если при исполнении своих обязанностей сотрудник Следственного комитета не совершил тяжких или особо тяжких преступлений против жизни и здоровья человека.
11.4. Неприкосновенность сотрудника Следственного комитета включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
Статья 12. Полномочия руководителя следственных органов Следственного комитета
Руководитель следственного органа Следственного комитета осуществляет следующие полномочия в отношении следственных органов Следственного комитета:
а) участвует в выработке и реализации государственной политики и обладает правом законодательной инициативы в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
б) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
в) осуществляет руководство деятельностью следственного органа Следственного комитета;
г) объявляет дисциплинарные взыскания, присваивает специальные звания и их лишает, назначает и освобождает от должностей сотрудников следственного органа Следственного комитета;
д) в связи с нарушениями законодательства Российской Федерации, следственного органа Следственного комитета, актов Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Следственного комитета осуществляет увольнение со службы сотрудников следственного органа Следственного комитета;
е) проводит мероприятия оперативного и иного характера, направленные на профилактику либо ликвидацию правонарушений;
ж) отменяет правовые акты сотрудников следственного органа Следственного комитета, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Следственного комитета;
з) издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение;
и) назначает следователей и освобождает их от занимаемой должности. Руководитель следственного органа Следственного комитета при освобождении от должности следователей по отрицательным мотивам лишает специальных званий сотрудников органов юстиции и наград Следственного комитета Российской Федерации;
к) присваивает, снижает и лишает специальных званий сотрудников органов юстиции в порядке установленном законом.
Глава III. Деятельность Следственного комитета
Статья 13. Допрос
13.1. Порядок вызова и проведения допроса устанавливается процессуальным законодательством Российской Федерации.
13.2. Вызов на допрос лиц имеющих специальные звания высшего начальствующего состава, высшие специальные звания, воинские звания высших офицеров, классные чины прокурорских работников, заместителей министров, министров, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, судей, осуществляется с санкции (в том числе устной) руководителя следственного органа Следственного комитета.
Статья 14. Возбуждение уголовного дела
Постановление о возбуждении уголовного дела выносится следователем, в случае обнаружения признаков преступления.
Статья 15. Отказ в возбуждении уголовного дела
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится следователем, в случае если в рамках проверки информации о возможном совершении преступления не было обнаружено признаков преступления. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела утверждается руководителем следственного органа Следственного комитета.
Статья 16. Следственная группа
16.1. Следственная группа создается руководителем следственного органа Следственного комитета для расследования особо важных и резонансных дел, для обеспечения целостности, объективности и беспристрастности в расследовании.
16.2. Следственная группа возглавляется лицом назначаемым руководителем следственного органа Следственного комитета из числа следователей Следственного комитета.
16.3. Состав следственной группы определяется руководителем следственного органа Следственного комитета.
16.4. Лица входящие в состав следственной группы считаются лицами ведущими следствие по делу и обладают правами следователя ведущего следствие дело.
16.5. Руководитель следственной группы вправе давать поручение, осуществлять руководство деятельностью следственной группы, делегировать проведение следственных действий.
Статья 17. Документооборот
Порядок ведения документооборота органами Следственного комитета устанавливается руководителем следственного органа Следственного комитета.
Статья 18. Сделка со следствием
Сделка со следствием может быть заключена следователем с санкции (в том числе устной) руководителя следственного органа Следственного комитета и утверждается прокурором, осуществляющим процессуальное руководство расследованием.
Статья 19. Продление сроков давности
Продление сроков давности по делу находящемся в производстве следственного органа Следственного комитета свыше установленных уголовным законом производится в случае наличия объективных причин по которым было невозможно провести следствие в полном объеме в промежуток с момента выявления преступления до момента истечения сроков давности. Продление сроков давности происходит на 7 календарных дней руководителем следственного органа Следственного комитета, по рапорту следователя и утверждается прокурором, осуществляющим процессуальное руководство расследованием. Намеренное затягивание следствия не допускается.
Статья 20. Использование служебной формы одежды
20.1. Проведение допросов, проверки показаний на месте, следственных экспериментов и иных следственных действий (кроме неотложных) проводятся следователями исключительно в служебной форме одежды с знаками различия и принадлежности к Следственному комитету.
20.2. Порядок ношения служебной формы одежды устанавливается руководителем следственного органа Следственного комитета.
Глава IV. Ответственность следователя и сотрудника Следственного комитета
Статья 21. Ответственность следователя
Следователь как лицо процессуально независимое, несет единоличную и всецелую ответственность за качество, объективность, своевременность и законность производимых следственных действий.
Статья 22. Преступление против интересов службы
Преступлением против интересов службы считается умышленное, вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий (бездействий) с использованием своих служебных полномочий существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным, общественным интересам, намеренное затягивание расследования или репутационные потери органов Следственного комитета. Решение о присутствии в действиях следователя преступления против интересов службы принимается руководителем следственного органа Следственного комитета
Принят Советом Федерации
Российской Федерации
Российской Федерации
Одобрен Председателем Правительства
Российской Федерации
Москва, Кремль
№ 88-ФЗ, 21 октября 2024 года
Последнее редактирование модератором: