Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 14-ФЗ (последняя редакция)

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Fantar

Fantar

Руководство Проекта
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 469
Реакции:1 744
Баллы:140
VdY4i4z.png

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят
Государственной Думой
19 июня 2025 года


Глава I. Общие положения

RCtx4Sr.png

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1.1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
1.2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
1) надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;​
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;​
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;​
4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;​
5) уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;​
6) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;​
7) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.​
1.3. Прокуроры в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
1.4. Прокуратура в лице прокурора субъекта Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

3.1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации.
3.2. Органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
3.3. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
3.4. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти.
3.5. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
3.6. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Статья 4. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

4.1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
4.2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
4.3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
4.4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в пятидневный срок со дня подачи обращения гражданина.

Статья 5. Обязательность исполнения требований прокурора

5.1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
5.2. Статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение двадцати четырех (24) часов с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации). В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.
5.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации): информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки; информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
5.4. В случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.
5.5. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 6. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

6.1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокурор субъекта Российской Федерации и по их поручению другие сотрудники прокуратуры вправе присутствовать на заседаниях Государственной Думы Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации.
6.2. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие сотрудники прокуратуры вправе присутствовать на заседаниях органов государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующего и нижестоящего уровней.
6.3. Прокурор субъекта Российской Федерации, его заместитель, а также по их поручению другие сотрудники прокуратуры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Российской Федерации, коммерческими и некоммерческими организациями.

Статья 7. Координация деятельности по борьбе с преступностью

7.1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов Российской Федерации координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов.
7.2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор субъекта Российской Федерации созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7.3. Прокурор субъекта Российской Федерации имеет право инициировать ряд процессуальных действий в контексте пресечения и предупреждения преступлений террористической, экономической, коррупционной, должностной и экстремистской направленности. Это включает в себя возможность выдачи правового акта на задержание подозреваемых в совершении преступлений, привод лиц к следственным мероприятиям, объявление их в федеральный розыск, а также санкционирование проведения обысков, изъятия имущества или выполнения других процессуальных действий, необходимых для сбора доказательств в рамках досудебного следствия. Порядок выполнения и объем процессуальных действий определяется органом досудебного следствия.

Статья 8. Участие в правотворческой деятельности

Прокурор субъекта Российской Федерации и его заместитель при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 9. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

9.1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе, обращению может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
9.2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, а также актами прокурора субъекта Российской Федерации. Заявления и жалобы, иные обращения должны быть приняты в производство не позднее двадцати четырех (24) часов с момента поступления в органы прокуратуры.
9.3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд и вышестоящему прокурору.
9.4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
9.5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Глава II. Система и организация прокуратуры Российской Федерации

RCtx4Sr.png

Статья 10. Система прокуратуры Российской Федерации

10.1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей. Прокуратуры субъектов Российской Федерации возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации.
10.2. Прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее также - прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры), могут иметь первых заместителей и заместителей.
10.3. В прокуратурах субъектов Российской Федерации могут образовываться управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации. По решению Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и прокурора субъекта Российской Федерации в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы и расформированы отделы и управления. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям.
10.4. В состав прокуратуры субъектов Российской Федерации может входить военная прокуратура, решение о включении в состав прокуратуры субъектов Российской Федерации военной прокуратуры принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.
10.5. Структуру военной прокуратуры, штатную численность, перечень обязанностей и объем полномочий определяет Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель по представлению прокурора субъекта Российской Федерации, в который включается военная прокуратура.

Статья 11. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры

11.1. Прокуратура субъектов Российской Федерации (далее - Прокуратура субъектов РФ) - это орган прокуратуры, который осуществляет свои функции в пределах конкретного субъекта Российской Федерации. Прокуратура субъекта Российской Федерации надзирает за соблюдением законов во всех государственных и муниципальных органах субъекта Российской Федерации.
11.2. Непосредственным руководителем прокуратуры субъекта Российской Федерации является прокурор субъекта Российской Федерации.
11.3. Прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители субъекта своим приказом назначает на должности служащих органов прокуратуры. Прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители освобождают от должности служащих органов прокуратуры мотивированным приказом. Прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители при освобождении от должности служащих органов прокуратуры по отрицательным мотивам вправе лишать классных чинов и наград прокуратуры Российской Федерации. Права по назначению служащих органов прокуратуры регулируются настоящим Федеральным законом, а также актами Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей.
11.4. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции, а также прав и обязанностей осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, его заместителями, а также прокурором субъекта Российской Федерации.
11.5. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.
11.6. Численность состава прокуратуры субъекта устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителя своим приказом.

Статья 12. Назначение на должность и освобождение от должности прокурора субъекта Российской Федерации и его заместителей

12.1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации. Прокурор субъекта освобождается от должности в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации.
12.2. В отсутствие прокурора субъекта Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия прокурора субъекта Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей прокурора субъекта Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
12.3. Прокурор субъекта или лицо его замещающие в соответствии с частью 2 настоящей статьи, исполняет свои полномочия до момента назначения нового прокурора субъекта.
12.4. Прокурор субъекта Российской Федерации принимает решение о назначение своих заместителей. Заместители прокурора субъекта назначаются на должность прокурором субъекта Российской Федерации.
12.5. Заместители прокурора субъекта Российской Федерации освобождаются от должности прокурором субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры

13.1. Прокурор субъекта Российской Федерации руководит системой прокуратуры субъекта Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры субъекта Российской Федерации.
13.2. Прокуроры субъектов Российской Федерации руководят деятельностью прокуратур субъектов Российской Федерации на основе законов, действующих на территории Российской Федерации и издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур.

Глава III. Надзор за исполнением законов

RCtx4Sr.png

Статья 14. Предмет надзора

14.1. Предметом надзора являются:
1) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;​
2) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.​
14.2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
14.3. Постановление о проведении проверки выносится прокурором субъекта Российской Федерации. В постановлении о проведении проверки в обязательном порядке указываются наименование проверяемого субъекта, основание для проведения проверки, цели и предмет проверки, количество и категория проверяемых лиц, срок проведения проверки, состав проверяющей группы.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер сотрудником прокуратуры, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор субъекта Российской Федерации выносит мотивированное постановление о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки.
14.4. Срок проведения проверки не должен превышать 24 часов со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сотрудником прокуратуры дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Прокурор субъекта Российской Федерации и его заместитель вправе вынести мотивированное постановление о продлении срока проведения проверки не более чем на 24 часа. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 2 календарных дней с момента окончания срока последнего продления, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
14.5. Проведение проверки по решению сотрудника прокуратуры может быть приостановлено, но не более двух раз за проверку:
1) при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;​
2) если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;​
3) в случае непредставления истребуемой информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков.​
14.6. Общий срок приостановлений сотрудником прокуратуры проведения проверки не может превышать 24 часа. Проведение проверки возобновляется решением сотрудником прокуратуры в случае прекращения оснований, установленных пунктом 5 настоящей статьи. В срок проведения проверки не включается срок на который указанная проверка была приостановлена;
14.7. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, не допускается:
14.8. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
14.9. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Статья 15. Полномочия прокурора

15.1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов;​
2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в установленные сроки;​
3) требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;​
4) проводить проверки, контрольные (надзорные) мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;​
5) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.​
6) будучи прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем отстранять государственных служащих от исполнения обязанностей на время следствия;​
7) в случае выявления нарушения нормативных, правовых и иных актов лицами проходящих государственную службу, принимать правовые акты об обязании применения мер дисциплинарных санкций;​
8) издавать в пределах своей компетенции нормативные, правовые и иные акты;​
9) при наличии оснований возбуждать административные дела, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности;​
10) выписывать постановление, запрещающее перевод, увольнение и изменение персональных данных гражданина в рамках подконтрольного дела;​
11) осуществлять иные полномочия возложенные на сотрудников органов прокуратуры.​
15.2. Сотрудник прокуратуры в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:
1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;​
2) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;​
3) вносит представление об устранении нарушений закона.​
15.3. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок, контрольных (надзорных) мероприятий и ревизий незамедлительно.
15.4. При выявлении противоправных действий со стороны государственного служащего, прокурор вправе объявлять дисциплинарные взыскания, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации.
15.5. Прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном нарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
15.6. В случае применения дисциплинарного взыскания, прокурор вправе обязать руководство той (или) иной государственной службы применить определенное в постановлении дисциплинарное взыскание.

Статья 16. Комплексная прокурорская проверка соблюдения законодательства

16.1. Комплексная прокурорская проверка соблюдения законодательства (далее в данной статье – проверка) представляет собой форму осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, проводимую органами прокуратуры в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях оценки уровня знаний законодательства проверяемых лиц, соблюдения нормативно-правовых актов, внутренних уставов и регламентов, а также состояния и законности документооборота. Проверке подлежат федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные юридические лица, независимо от организационно-правовой формы собственности, включая коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, должностные и иные уполномоченные лица. Проверка осуществляется в целях выявления нарушений закона, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, а также предупреждения нарушений.
16.2. Основанием для проведения проверки является поступление информации о нарушении закона, результаты анализа правоприменительной практики, данные о фактах, свидетельствующих о возможных нарушениях прав и свобод человека и гражданина, а также иные основания, предусмотренные федеральным законодательством.
16.3. Постановление о проведении проверки выносится прокурором субъекта Российской Федерации. В решении указываются: наименование проверяемого субъекта, основание для проведения проверки, цели и предмет проверки, количество и категория проверяемых лиц, срок проведения проверки, состав проверяющей группы. Проверка проводится в сроки, установленные постановлением прокурора субъекта Российской Федерации, но не более 24 часов.
16.4. О начале проверки проверяемое лицо уведомляется не позднее чем за 24 часа до ее начала.
16.5. Плановые проверки в отношении органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, органов полиции Российской Федерации, частей и соединений Вооруженных сил Российской Федерации, а также юридических лиц, в том числе коммерческих организаций и иных некоммерческих организаций, проводятся не чаще двух раз в месяц на основании вынесенного постановления прокурором субъекта Российской Федерации.
16.6. Внеплановые проверки в отношении органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, органов полиции Российской Федерации, частей и соединений Вооруженных сил Российской Федерации, средств массовой информации, медицинских учреждений, стратегических предприятий, а также юридических лиц, в том числе коммерческих организаций и иных некоммерческих организаций, могут быть проведены только на основании судебного решения.
16.7. При проведении проверки все действия прокурорских работников подлежат обязательной видеофиксации. Видеозапись ведется непрерывно с момента предъявления постановления о проверке до ее завершения. Хранение записей осуществляется не менее 72 часов. По требованию суда видеоматериалы подлежат передаче для рассмотрения.
16.8. По результатам проверки прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона, инициировать дисциплинарную, административную или уголовную ответственность лиц, а также принять иные меры прокурорского реагирования.
16.9. Проверяемые органы, организации и лица обязаны в полном объеме содействовать проведению прокурорской проверки. По требованию сотрудника прокуратуры они обязаны: незамедлительно обеспечить доступ к запрашиваемым документам и иным материалам, организовать явку должных лиц, сотрудников и иных проверяемых лиц в указанный срок, предоставить необходимые помещения и иные условия проведения проверки. Уклонение от исполнения законных требований прокурорских работников рассматривается как воспрепятствование законной деятельности органов прокуратуры и влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
16.10. В случае неудовлетворительных результатов прохождения прокурорской проверки, прокурор субъекта Российской Федерации вправе применить дисциплинарные взыскания в отношении сотрудников проверяемой стороны, получивших неудовлетворительную оценку.
16.11. Оценка выставляется каждому сотруднику индивидуально от 1 до 5 баллов, где 1 – крайне неудовлетворительно, 5 – отлично. Правильный ответ на вопрос проверяющего сотрудника прокуратуры – 1 балл. Не правильный ответ на вопрос проверяющего сотрудника прокуратуры – -1 балл. Количество вопросов для одного проверяемого сотрудника не может превышать 7 вопросов.

Статья 17. Протест прокурора

17.1. Сотрудник прокуратуры приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
17.2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в пятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа федеральной территории или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, сотрудник прокуратуры вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается сотруднику прокуратуры в письменной форме.
17.3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается сотруднику прокуратуры, принесшему протест.
17.4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Статья 18. Представление прокурора

18.1. Представление об устранении нарушений закона вносится сотрудником прокуратуры в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение 5 дней со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено сотруднику прокуратуры в письменной форме.
18.2. При рассмотрении представления коллегиальным органом сотруднику прокуратуры сообщается о дне заседания.

Статья 19. Постановление прокуратуры

19.1. Сотрудники прокуратуры, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном или уголовным нарушении.
19.2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном или уголовным нарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный сотрудником прокуратуры. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Статья 19-1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

19-1.1. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях сотрудник прокуратуры направляет в письменной или устной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, руководителям общественных объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
19-1.2. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Глава IV. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

RCtx4Sr.png

Статья 20. Предмет надзора

20.1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
20.2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Статья 21. Полномочия прокурора

21.1. При осуществлении возложенных на него функций сотрудник прокуратуры:
1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;​
2) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;​
3) использует полномочия, предусмотренные статьей 15 настоящего Федерального закона.​
21.2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Глава V. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

RCtx4Sr.png

Статья 22. Предмет надзора

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, законности проведения оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, а также законности решений, действий (бездействий) органов, осуществляющих уголовное преследование, оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и их должностных лиц, законодательству Российской Федерации.

Статья 23. Полномочия прокурора

23.1. Полномочия сотрудника прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
23.2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и прокурора субъекта Российской Федерации по вопросам дознания, в пределах полномочий органа дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Статья 24. Процессуальное руководство

24.1. Прокуратура осуществляет процессуальное руководство органами предварительного (досудебного) следствия во время расследования ими уголовных дел или административных правонарушений. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
24.2. Прокурор субъекта Российской Федерации вправе признавать нормативно-правовые акты издаваемые государственными органами (организациями) как не соответствующими законодательству, выносить мотивированное решение о приостановлении действия такого акта с последующим выходом с прокурорским запросом в суд, не позднее чем через 24 часа после вынесения мотивированного постановления о приостановлении действия такого акта.
24.3. Прокуратура вправе принимать мотивированное решение о передаче уголовного дела от одного органа предварительного (досудебного) следствия к другому, в случае если имеются весомые основания полагать что другой следственный орган сможет более объективно и всесторонне расследовать материалы деле, если другой орган обладает необходимой подследственностью для проведения следствия.
24.4. Прокурор, осуществляющий процессуальное руководство расследования уголовного дела, вправе выносить мотивированное решение о привлечении к оперативно-розыскным мероприятиям дополнительных сил и средств правоохранительных органов для оказания содействия в расследовании, розыске, задержании, перевозки, защиты лиц участвующих в следственных действиях.
24.5. Прокурорский надзор за исполнением Федеральных законов осуществляют прокурорские работники. По требованию сотрудников прокуратуры руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
24.6. Прокурорский надзор за исполнением предварительного следствия осуществляют прокурорские работники. По требованию сотрудника прокуратуры руководители органов, осуществляющих предварительное следствие (или дознание), представляют им документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы дела, а также иную документацию по запросу сотрудника прокуратуры

Глава VI. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

RCtx4Sr.png

Статья 25. Предмет надзора

Предметом надзора являются:
1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;​
2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;​
3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.​

Статья 26. Полномочия прокурора

При осуществлении надзора за исполнением законов сотрудник прокуратуры вправе:
1) посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 25 настоящего Федерального закона;​
2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;​
3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;​
4) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 25 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;​
5) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.​

Статья 27. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования сотрудника прокуратуры относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Глава VII. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

RCtx4Sr.png

Статья 28. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

28.1. Сотрудник прокуратуры участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
28.2. Осуществляя уголовное преследование в суде, сотрудник прокуратуры выступает в качестве государственного обвинителя.
28.3. Сотрудник прокуратуры в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
28.4. Полномочия сотрудника прокуратуры, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
28.5. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместитель, прокурор субъекта Российской Федерации и его заместитель, вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Статья 29. Опротестование судебных решений

29.1. Сотрудник прокуратуры в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд протест либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, старший помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.
29.2. Прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
29.3. Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван сотрудником прокуратуры, принесшим протест.

Глава VIII. Служба в органах и организациях прокуратуры. Кадры органов и организаций прокуратуры

RCtx4Sr.png

Статья 30. Служба в органах и организациях прокуратуры

30.1. Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.
Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
30.2. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
30.3. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и организаций прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Статья 31. Документы и сведения, представляемые при поступлении на службу в органы и организации прокуратуры, особенности их рассмотрения и проверки

31.1. При поступлении на службу в органы и организации прокуратуры гражданин лично представляет в соответствующие орган или организацию прокуратуры следующие документы и сведения:
1) заявление на имя руководителя органа или организации прокуратуры с просьбой о поступлении на службу;​
2) паспорт гражданина Российской Федерации;​
3) анкету;​
4) медицинское заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;​
5) документы воинского учета;​
6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;​
7) иные документы, согласно приказу прокурора субъекта Российской Федерации.​
31.2. Порядок приема документов для поступления на службу в органы и организации прокуратуры, перечень должностных лиц, имеющих право принимать указанные документы, и порядок проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданином при поступлении на службу в орган или организацию прокуратуры, утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации, его заместителями или прокурором субъекта Российской Федерации.

Статья 32. Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры

32.1. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до 14 дней. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам.
32.2. При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.
Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.

Статья 33. Присяга прокурора

33.1. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора следующего содержания:
"Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;
активно защищать интересы личности, общества и государства;
чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры".
33.2. Порядок принятия Присяги прокурора устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации, его заместителями и прокурором субъекта Российской Федерации.

Статья 34. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности

34.1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности:
1) работников аппарата прокуратуры;​
2) заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, начальников отделов и управлений, старших помощников и помощников прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров и иных должностей, установленных прокурором субъекта Российской Федерации.​
34.2. Заместитель прокурора субъекта Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности:
1) работников аппарата прокуратуры;​
2) начальников отделов и управлений, старших помощников и помощников прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров и иных должностей, установленных прокурором субъекта Российской Федерации.​

Статья 35. Поощрение работников

35.1. За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:
1) награждение Грамотой;​
2) награждение Почетной грамотой;​
3) выплата денежной премии;​
4) награждение подарком;​
5) награждение ценным подарком;​
6) награждение сладким подарком;​
7) досрочное присвоение очередного классного чина прокурорских работников или присвоение классного чина прокурорских работников на одну ступень выше очередного;​
8) награждение медалями прокуратуры, учрежденными Генеральным прокурором или его заместителем;​
9) награждение нагрудными знаками прокуратуры, учрежденными Генеральным прокурором или его заместителем;​
10) награждение знаками отличия прокуратуры, учрежденными Генеральным прокурором или его заместителем.​
35.2. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации, поощрению Председателем Правительства Российской Федерации.
35.3. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и прокуроры субъектов Российской Федерации может устанавливать виды поощрений, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
35.4. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и прокуроры субъектов Российской Федерации могут применять установленные настоящей статьей поощрения к не являющимся работниками органов и организаций прокуратуры лицам, оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Российской Федерации.

Статья 36. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности

36.1. Проверка сообщения о факте правонарушения в соответствии с административным законодательством, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
36.2. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности.

Статья 37. Правовая защита и статус сотрудников органа прокуратуры

37.1. Правовая защита прокуроров:
1) прокуроры и иные сотрудники органов прокуратуры Российской Федерации, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц.​
2) прокуроры и иные сотрудники органов прокуратуры Российской Федерации имеют право на ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия, специальных средств индивидуальной защиты и специальных средств, а также на их применение. Типы и модели указанного оружия, специальных средств индивидуальной защиты и специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.​
в) гражданина, проходящего службу в органах Прокуратуры Российской Федерации нельзя привлечь к уголовной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера, до снятия неприкосновенности или если при исполнении своих обязанностей служащий органов Прокуратуры Российской Федерации не совершил тяжких или особо тяжких преступлений против жизни и здоровья человека.​
3) Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации нельзя привлечь к уголовной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор субъекта Российской Федерации не ограничиваются личной неприкосновенностью. Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи. Неприкосновенность Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, прокурора субъекта Российской Федерации включает в себя тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых им сообщений).​
4) прокуроры при исполнении ими служебных полномочий, функции, являются представителями власти и находятся под защитой государства. Законные требования сотрудника органов прокуратуры обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.​
37.2. Правовая защита сотрудника прокуратуры и иных лиц, предусмотренная настоящей статьей, прекращается:
1) с момента прекращения службы в органах прокуратуры;​
2) с момента получения решения суда о снятии с сотрудника прокуратуры неприкосновенности.​
37.3. Исковое заявление о снятии неприкосновенности с сотрудника прокуратуры может подать следователь следственного органа.
37.4. Исковое заявление о снятии неприкосновенности с прокурора может подать руководитель следственного органа.

Примечание:
В случае совершения сотрудником прокуратуры преступления любой тяжести, он несет ответственность в соответствии с законом после решения суда о снятии с него неприкосновенности, при этом не имеет значения, когда неприкосновенность была снята — до совершения преступления или после.

Статья 38. Прекращение службы в органах и организациях прокуратуры

38.1. Служба в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры в случаях:
1) нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника;​
2) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.​
38.2. Прокуроры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя.
1) Отставка прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.​
2) Отставка других прокуроров признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.​

Статья 39. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе

Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования обозначают:
1) прокурор (кроме ст. 7, ст. 9, ст. 16 настоящего Федерального закона) — Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;​
2) прокурорские работники — прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания);​
3) cпециализированные прокуроры — военные прокуроры, прокуроры транспортных, природоохранных и других специализированных прокуратур;​
4) высшие классные чины прокурорских работников — действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1 класса, государственный советник юстиции 2 класса и государственный советник юстиции 3 класса.​



Председатель Правительства
Российской Федерации
Москва, Кремль
19 июня 2025 года
№ 14-ФЗ
 
Последнее редактирование:
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Personalize

Верх Низ