
Fantar
Руководство Проекта
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 499
Реакции:1 927
Баллы:227

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ»
Принят
Государственной Думой
25 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
Государственной Думой
25 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 2. Общие вопросы этики работников государственных организаций
- Статья 3. Руководство государственных организаций в вопросах этики
- Статья 4. Нарушения норм этики работника государственной организации
- Глава II. Военная служба
- Статья 5. Военная служба. Военнослужащие
- Статья 6. Правовая основа военной службы
- Статья 7. Прохождение военной службы
- Статья 8. Исполнение обязанностей военной службы
- Статья 9. Воинские звания
- Глава III. О службе в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии
- Статья 10. О службе в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии
- Статья 11. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел
- Статья 12. Принципы службы в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии
- Статья 13. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, войск национальной гвардии
- Статья 14. Специальные звания
- Глава IV. Служба в органах прокуратуры
![]()
- Статья 15. Служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации
- Статья 16. Правовая основа службы в органах и учреждениях прокуратуры
- Статья 17. Классные чины прокурорских работников
- Глава V. Служба в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Статья 18. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Статья 19. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе
- Статья 20. Принципы службы в уголовно-исполнительной системе
- Статья 21. Специальные звания уголовно-исполнительной системы
- Глава VI. Служба в органах юстиции
- Глава VII. Государственная гражданская служба
- Статья 24. Государственная гражданская служба Российской Федерации
- Статья 25. Правовое регулирование гражданской службы
- Статья 26. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции
- Глава VIII. Работа в государственных организациях
- Статья 27. О работе в государственных организациях
- Статья 28. Этика работников государственных организаций
- Статья 29. Правила ношения одежды, униформы
- Статья 30. Об использовании повседневной формы одежды государственными служащими при осуществлении своих полномочий
- Статья 31. Об особенностях использования повседневной формы одежды служащими, имеющими отдельные категории званий и чинов
- Статья 32. Об особенностях использования парадной и парадно-выходной формы одежды
- Статья 33. Об установлении правил использования форменной одежды
- Статья 34. Об остальных деталях регулирования формы одежды
- Статья 35. Нарушение настоящего закона. Ответственность работников государственных органов
- Глава VIII. Запрет на работу в государственных организациях
Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1) государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Председателя Правительства, актами Правительства, федеральных органов государственной власти;
2) работник государственной организации - физическое лицо, которое работает в государственной организации.
Статья 2. Общие вопросы этики работников государственных организаций
2.1. Принципы профессиональной этики работника государственной организации:1) каждый работник государственной организации в первую очередь действует в интересах государства и общества, должен быть честен перед обществом, которому служит;
2) каждый работник государственной организации осуществляет работу с максимальной точностью, честностью и профессионализмом, опираясь на свои знания, профессиональный опыт и общепринятые нормы.
2.2. Работник государственной организации обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Председателя Правительства Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, а также действовать в соответствии с ними.2.3. В соответствии с настоящей статьей, работнику государственной организации запрещено:
1) делать грубые и оскорбительные замечания, реплики либо жесты;
2) использовать в адрес конкретного лица ненормативной или табуированной (например, по религиозным или моральным соображениям) лексики, нецензурных выражений;
3) делать оскорбительные сравнения (например, с животными или неодушевленными предметами).
Статья 3. Руководство государственных организаций в вопросах этики
3.1. Руководство отвечает за благоприятные условия для работы и развития своих подчиненных и возглавляемых организаций и подразделений.3.2. Руководство обязано выслушивать инициативу работников и обращать на нее должное внимание.
Статья 4. Нарушения норм этики работника государственной организации
Действия или бездействия, которые повлекли за собой репутационные потери для государственной организации, наказываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.Глава II. Военная служба

Статья 5. Военная служба. Военнослужащие
5.1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой в Вооруженных Силах Российской Федерации, в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны.5.2. Прохождение военной службы осуществляется:
1) гражданами - по призыву;
2) гражданами в добровольном порядке (по контракту).
5.3. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.Статья 6. Правовая основа военной службы
Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, а также нормативные правовые акты Председателя Правительства Российской Федерации.Статья 7. Прохождение военной службы
Порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации, актами Правительства, актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уставом государственного органа.Статья 8. Исполнение обязанностей военной службы
8.1. Военнослужащий обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Председателя Правительства Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также действовать в соответствии с ними. Военнослужащий в своей деятельности обязан руководствоваться в том числе и уставом государственного органа, который в свою очередь утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено актами Председателя Правительства Российской Федерации.8.2. Военнослужащий обязан соблюдать субординацию военнослужащих. Положение о субординации военнослужащих должно содержаться в уставах государственных органов, в которых предусмотрено прохождение военной службы.
8.3. Основами субординации военнослужащих являются:
1) по вопросам военной службы военнослужащие должны обращаться друг к другу на "Вы", к гражданским лицам должны обращаться на “Вы” в любом случае;
2) перед воинским званием военнослужащие добавляют слово "товарищ";
3) искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащего, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
8.4. Иные вопросы субординации устанавливаются уставом.Статья 9. Воинские звания
9.1. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:1) солдаты, сержанты, старшины: рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
2) прапорщики: прапорщик, старший прапорщик;
3) младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
4) старшие офицеры: майор, подполковник, полковник;
5) высшие офицеры: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии.
9.2. Воинские звания присваиваются Председателем Правительства Российской Федерации. Воинские звания до звания полковник включительно присваиваются в соответствии с уставом государственного органа. Снижение в воинском звании или его лишение осуществляется в соответствии с уставом государственного органа, не включая снижения в воинском звании и лишения воинского звания высших офицеров. Снижение в воинском звании или лишение воинского звания высших офицеров осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации.9.3. Руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти присваивает воинские звания, лишает их, а также снижает в воинском звании, не включая снижения в воинском звании и лишения воинских званий высших офицеров.
9.4. Военнослужащие, достигшие воинского звания младший лейтенант и старше, обязаны пройти военную выучку и иметь документ (также - военный билет), подтверждающий прохождение военной подготовки. Запрещается повышение в воинском звании военнослужащих без военных билетов до воинского звания младшего лейтенанта и выше. Ответственным за контролем наличия военных билетов является прокуратура Российской Федерации.
Глава III. О службе в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии

Статья 10. О службе в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии
Служба в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах Федеральной службы войск национальной гвардии (далее — органы внутренних дел, войска национальной гвардии), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.Статья 11. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел
11.1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, осуществляется в соответствии с:1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом "О полиции" или Федеральным законом "О Федеральной службе войск национальной гвардии" соответственно;
4) Трудовым кодексом Российской Федерации;
5) иными Федеральными законами;
6) нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
8) нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Статья 12. Принципы службы в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии
12.1. Сотрудник органов внутренних дел, войск национальной гвардии в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.12.2. Сотрудник органов внутренних дел, войск национальной гвардии при выполнении служебных обязанностей подчиняется прямым руководителям (начальникам), а также министру внутренних дел и его заместителям, Председателю Правительства и его заместителям. Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по специальному званию.
12.3. Обязательным для сотрудника органов внутренних дел, войск национальной гвардии является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), министра внутренних дел и его заместителей, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.
Статья 13. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, войск национальной гвардии
13.1. Сотрудник органов внутренних дел, войск национальной гвардии обязан:1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение;
2) знать и исполнять устав и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей;
3) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные уставом ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника. Такие требования обязаны устанавливаться отдельным положением в уставе органа (подразделения органа) внутренних дел, войск национальной гвардии;
4) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций.
13.2. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, войск национальной гвардии, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции" или Федеральным законом "О Федеральной службе войск национальной гвардии".13.3. Иные основные обязанности могут возлагаться на сотрудника органов внутренних дел, войск национальной гвардии законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 14. Специальные звания
14.1. Специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, актами Председателя Правительства Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уставом государственного органа.14.2. Учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав: рядовой полиции;
2) младший начальствующий состав: младший сержант полиции; сержант полиции; старший сержант полиции; старшина полиции; прапорщик полиции; старший прапорщик полиции;
3) средний начальствующий состав: младший лейтенант полиции; лейтенант полиции; старший лейтенант полиции; капитан полиции;
4) старший начальствующий состав: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;
5) высший начальствующий состав: генерал-майор полиции; генерал-лейтенант полиции; генерал-полковник полиции; генерал полиции Российской Федерации.
14.3. В случае, если специальные звания, определенные настоящей статьей, используются не в полном объеме в подразделении органов внутренних дел, в войсках национальной гвардии, список специальных званий в рамках подразделения органов внутренних дел, войск национальной гвардии определяется уставом.14.4. Специальные звания присваиваются Председателем Правительства Российской Федерации. Специальные звания до звания полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции включительно присваиваются в соответствии с уставом государственного органа. Снижение в специальном звании или его лишение осуществляется в соответствии с уставом государственного органа, не включая снижения в специальном звании и лишения специального звания высшего начальствующего состава. Снижение в специальном звании или его лишение высшего начальствующего состава осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации.
14.5. Сотрудники органов внутренних дел, войск национальной гвардии, достигшие специального звания младший лейтенант полиции и старше, обязаны пройти военную выучку и иметь документ (также - военный билет), подтверждающий прохождение военной подготовки. Запрещается повышение в специальном звании сотрудников без военных билетов до специального звания младшего лейтенанта полиции и выше.
Ответственным за контролем наличия военных билетов является прокуратура Российской Федерации.
Глава IV. Служба в органах прокуратуры

Статья 15. Служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации
Служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее — органы и учреждения прокуратуры) является видом федеральной государственной службы, выполняемой гражданами Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".Статья 16. Правовая основа службы в органах и учреждениях прокуратуры
Правовую основу службы в органах и учреждениях прокуратуры составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О прокуратуре", иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.Статья 17. Классные чины прокурорских работников
17.1. В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины: младший юрист; юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса; государственный советник юстиции 1 класса; действительный государственный советник юстиции.17.2. Классные чины прокурорских работников присваивает Председатель Правительства Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители. Классные чины прокурорских работников до чина старшего советника юстиции включительно присваиваются прокурором субъекта Российской Федерации. Снижение в классном чине прокурорских работников или его лишение осуществляется прокурором субъекта Российской Федерации по отношению ко всем чинам до чина старшего советника юстиции включительно. Снижение в классном чине прокурорских работников или лишение классного чина прокурорского работника осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Глава V. Служба в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации

Статья 18. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
Служба в уголовно-исполнительной системе — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее — уголовно-исполнительная система), а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.Статья 19. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе
Регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с:1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Трудовым кодексом Российской Федерации;
4) иными Федеральными законами;
5) нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Министерства юстиции Российской Федерации).
Статья 20. Принципы службы в уголовно-исполнительной системе
20.1. Сотрудник уголовно-исполнительной системы в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения уголовных наказаний.20.2. Сотрудник уголовно-исполнительной системы при выполнении служебных обязанностей подчиняется прямым руководителям (начальникам), а также министру юстиции и его заместителям, Председателю Правительства и его заместителям. Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по специальному званию.
20.3. Обязательным для сотрудника уголовно-исполнительной системы является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), министра юстиции и его заместителей, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.
Статья 21. Специальные звания уголовно-исполнительной системы
21.1. Специальные звания, установленные по должностям в уголовно-исполнительной системе, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, актами Председателя Правительства Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уставом государственного органа.21.2. Учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав: рядовой внутренней службы;
2) младший начальствующий состав: младший сержант внутренней службы; сержант внутренней службы; старший сержант внутренней службы; старшина внутренней службы; прапорщик внутренней службы; старший прапорщик внутренней службы;
3) средний начальствующий состав: младший лейтенант внутренней службы; лейтенант внутренней службы; старший лейтенант внутренней службы; капитан внутренней службы;
4) старший начальствующий состав: майор внутренней службы; подполковник внутренней службы; полковник внутренней службы;
5) высший начальствующий состав: генерал-майор внутренней службы; генерал-лейтенант внутренней службы; генерал-полковник внутренней службы; генерал внутренней службы Российской Федерации.
21.3. В случае, если специальные звания, определенные настоящей статьей, используются не в полном объеме в подразделении уголовно-исполнительной системы, список специальных званий в рамках подразделения уголовно-исполнительной системы определяется уставом.21.4. Специальные звания присваиваются Председателем Правительства Российской Федерации, директором Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и его заместителями. Специальные звания до полковника внутренней службы включительно присваиваются в соответствии с уставом государственного органа. Снижение в специальном звании или его лишение осуществляется в соответствии с уставом государственного органа, не включая понижение в звании и лишение звания высшего начальствующего состава. Снижение в специальном звании или его лишение высшего начальствующего состава осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации, директор Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и его заместители.
21.5. Сотрудники органов уголовно-исполнительной системы, достигшие специального звания младший лейтенант внутренней службы и старше, обязаны пройти военную выучку и иметь документ (также — военный билет), подтверждающий прохождение военной подготовки. Запрещается повышение в специальном звании сотрудников без военных билетов до специального звания младшего лейтенанта внутренней службы и выше.
Ответственным за контролем наличия военных билетов является прокуратура Российской Федерации.
Глава VI. Служба в органах юстиции

Статья 22. Служба в органах юстиции
Служба в органах юстиции является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники органов юстиции в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Статья 23. Специальные звания сотрудников органов юстиции
23.1. Сотрудникам органов юстиции (кроме военнослужащих) присваиваются следующие специальные звания:1) младшие специальные звания: младший лейтенант юстиции; лейтенант юстиции; старший лейтенант юстиции; капитан юстиции;
2) старшие специальные звания: майор юстиции; подполковник юстиции; полковник юстиции;
3) высшие специальные звания: генерал-майор юстиции; генерал-лейтенант юстиции; генерал-полковник юстиции; генерал юстиции Российской Федерации.
23.2. В случае, если специальные звания, определенные настоящей статьей, используются не в полном объеме в подразделении органов юстиции, список специальных званий в рамках подразделения органов юстиции определяется уставом.23.3. Высшие специальные звания присваиваются Председателем Правительства Российской Федерации, председателем Следственного комитета Российской Федерации и его заместителями. Специальные звания до звания подполковник юстиции включительно присваиваются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации. Снижение в специальном звании или его лишение осуществляется руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, не включая снижение в высшем специальном звании и лишения высшего специального звания. Снижение в высшем специальном звании или его лишение осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации, председатель Следственного комитета Российской Федерации и его заместители.
Глава VII. Государственная гражданская служба

Статья 24. Государственная гражданская служба Российской Федерации
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.Статья 25. Правовое регулирование гражданской службы
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральными конституционными законами;
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами;
5) нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) нормативными правовыми актами государственных органов.
Статья 26. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции
26.1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции.26.2. Учреждаются следующие классные чины:
1) младшая группа: секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса; секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса; секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
2) старшая группа: референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, юрист 3 класса; референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, советник юстиции 2 класса; референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советник юстиции 1 класса;
3) ведущая группа: советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, советник юстиции 3 класса; советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, советник юстиции 2 класса; советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советник юстиции 1 класса;
4) главная группа: государственный советник Российской Федерации 3 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса; государственный советник Российской Федерации 2 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса; государственный советник Российской Федерации 1 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;
5) высшая группа: действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса; действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса; действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса; действительный государственный советник юстиции Российской Федерации.
Глава VIII. Работа в государственных организациях

Статья 27. О работе в государственных организациях
27.1. Работники государственной организации в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также уставом государственной организации.27.2. Работники государственной организации обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, нормы устава государственной организации.
Статья 28. Этика работников государственных организаций
28.1. Во время исполнения должностных обязанностей или во время работы работник государственной организации должен руководствоваться принципами, установленными статьей 2 настоящего Федерального закона.28.2. Нормы этики подразумеваются в уважительном общении с коллегами и гражданами. Нормы этики в том числе определяются уставом организации.
Статья 29. Правила ношения одежды, униформы
29.1. Внешний вид государственных служащих свидетельствует об уровне их деловой культуры, придает им уверенности в себе. В одежде рекомендованы костюмы, однако классические джинсы, свитера, рубашки и поло не запрещаются.29.2. Сотрудники силовых государственных организаций обязаны носить форму подразделения, к которому они отнесены. Запрещается ношение формы других подразделений без соответствующего акта непосредственного руководителя государственной силовой организации либо акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
29.3. Разрешено использовать в одежде при исполнении служебных или должностных обязанностей такие вещи, как:
1) для мужчин: неяркие цвета. Строгий костюм. Брюки, классические джинсы, рубашка, пиджак, поло, однотонные кеды, однотонные кроссовки, кожаные перчатки, часы, аккуратные серьги, классические или солнечные очки;
2) для женщин: неяркие цвета. Строгий костюм. Классические джинсы, однотонные кеды, однотонные кроссовки, туфли, платья и юбки, не выше середины бедра, часы, аккуратные серьги, пиджак, дневной макияж, кожаные перчатки, классические или солнечные очки;
3) разрешено ношение аксессуаров с символикой/названием/логотипом бренда.
29.4. Запрещено использовать в одежде при исполнении служебных или должностных обязанностей такие вещи, как:1) спортивная, пляжная одежда. Все элементы одежды (в том числе обувь) с названием и (или) логотипом бренда или декоративными рисунками, светящаяся обувь, шорты. Неопрятную одежду или обувь;
2) разрешается ношение элементов одежды (в том числе обувь) однотонных, неярких (не вызывающих) цветов;
3) под неопрятной одеждой или обувью понимаются элементы в дресс-коде, имеющие потертости, тканевые вставки (заплатки);
4) татуировки на видных частях тела (все татуировки должны быть скрыты и не должны быть заметны для других лиц);
5) все татуировки с изображением криминальной и азартной символики, а также татуировки, включающие в себя сплошные черные участки, выполненные преимущественно с использованием черного пигмента запрещены на всех частях тела;
6) государственному служащему при исполнении им должностных обязанностей запрещено ношение линз неестественных цветов, окрашивание волос в яркие или неестественные цвета, а также нанесение яркого и выделяющегося макияжа и (или) грима;
7) ношение причесок неофициального стиля (ирокезы и т.д.);
8) украшения из металла и бижутерия для мужчин. Исключение: классические наручные часы;
9) государственному служащему при исполнении им должностных обязанностей разрешено ношение классических солнцезащитных очков и очков для коррекции зрения при условии того, что линзы и оправа очков должны быть неяркими и однотонными.
29.5. Руководители государственных органов и начальники структурных подразделений осуществляют контроль за исполнением государственными служащими, находящимися в их подчинении, положений настоящей главы действующего закона.29.6. Сотрудники государственной теле-радиокомпании имеют право пренебречь правилами ношения униформы, установленными в настоящей статье.
Статья 30. Об использовании повседневной формы одежды государственными служащими при осуществлении своих полномочий
30.1. Проведение процессуальных, следственных действий, кроме неотложных, проводятся государственными служащими исключительно в служебной форме одежды с знаками различия и принадлежности к органу государственной власти.30.2. Государственным служащим запрещается использовать форменную повседневную форму одежды (кителя) при выполнении задач, связанных с оперативной работой (задержания, розыск, привод, патруль и т.д.), а также иных специальных мероприятий, предусматривающих применение силы и (или) вооруженной силы.
30.3. Государственным служащим рекомендуется использовать повседневную униформу исключительно для взаимодействия с гражданами, находясь в управлении или выезжая на общественные мероприятия. Рекомендуется использовать повседневную униформу при проведении собеседований.
30.4. В случае запроса комментария средствами массовой информации или оглашения официального пресс-релиза, интервью или прочих взаимодействий с медиа, государственным служащим надлежит использовать повседневную форму одежды.
Статья 31. Об особенностях использования повседневной формы одежды служащими, имеющими отдельные категории званий и чинов
Высшему и старшему офицерскому составу, имеющим воинские звания, высшему и старшему начальствующему составу, имеющим специальные звания, служащим, имеющим классные чины, разрешается использование повседневной формы одежды всегда, кроме случаев, предусмотренных частью 1 статьи 30 настоящего закона.Статья 32. Об особенностях использования парадной и парадно-выходной формы одежды
Порядок использования парадной и парадно-выходной формы одежды устанавливается приказом по министерству и утверждается заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации, в случае его отсутствия — Председателем Правительства Российской Федерации.Порядок использования парадной и парадно-выходной формы одежды членами Правительства Российской Федерации, Аппарата, Совета Безопасности, определяется Центральной избирательной комиссией (в том числе в устном порядке).
Статья 33. Об установлении правил использования форменной одежды
Государственным служащим запрещается использовать форменную одежду, знаки отличия, которые не относятся (идентифицируют) подразделение, в котором они проходят службу.Допускается использование специализированной формы одежды при проведении оперативных мероприятий в случаях, предусмотренных законодательством.
Статья 34. Об остальных деталях регулирования формы одежды
34.1. Порядок использования и ношения формы одежды, знаков отличия, если такой не установлен настоящим законом, устанавливается приказом по министерству и утверждается заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации, в случае его отсутствия — Председателем Правительства Российской Федерации.34.2. Порядок использования и ношения формы одежды, знаков отличия органов, учреждений, подразделений Следственного комитета Российской Федерации, устанавливается приказом по органу, учреждению, подразделению его руководителем. В случае, если такой порядок не был установлен, он утверждается Председателем Правительства Российской Федерации.
34.3. Порядок использования и ношения формы одежды, знаков отличия органов, учреждений Прокуратуры Российской Федерации, устанавливается приказом по органу, учреждению, прокурором. В случае, если такой порядок не был установлен, он утверждается Председателем Правительства Российской Федерации.
Статья 35. Нарушение настоящего закона. Ответственность работников государственных органов
Невыполнение принципов настоящего Федерального закона влечет за собой штрафные или дисциплинарные наказания и иные установленные законодательством Российской Федерации наказания.Глава VIII. Запрет на работу в государственных организациях

Статья 36. Запрет на работу в государственных организациях
36.1. Запрет на работу в государственных организациях накладывается путем внесения гражданина в реестр лиц уволенных по отрицательным мотивам.36.2. Запрещено принимать в государственные организации граждан, находящихся в реестре лиц уволенных по отрицательным мотивам. В случае нахождения такого гражданина в государственной организации, ответственные сотрудники обязаны уволить такого гражданина из государственной организации.
36.3. Запрет на работу в государственных организациях начинается с дня вынесения решения о запрете на работу в государственных организациях до дня окончания запрета на работу в государственных организациях включительно.
36.4. В государственные организации запрещено принимать граждан, имеющих непогашенную судимость. В случае нахождения такого гражданина в государственной организации, ответственные сотрудники обязаны уволить такого гражданина из государственной организации.
Примечание: положение части 4 настоящей статьи не распространяются на организации здравоохранения и телерадиовещания.
Статья 37. Основания наложения запрета на работу в государственных организациях без судебного решения
37.1. Основаниями для наложения запрета на работу в государственных организациях без судебного решения являются:1) кража государственного имущества работником государственной организации;
2) кража денежных средств работником государственной организации;
3) не отработка 7 (семи) дней на руководящих должностях в государственной организации, провал работы на руководящих должностях в государственной организации.
37.2. Решение о внесении граждан в реестр лиц уволенных по отрицательным мотивам на основаниях, определенных настоящей статьей принимает Председатель Правительства Российской Федерации.Президент
Российской Федерации
Москва, КремльРоссийской Федерации
25 июля 2025 года
№ 54-ФЗ
Последнее редактирование: