
Fantar
Руководство Проекта
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 499
Реакции:1 927
Баллы:227

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ»
Принят
Государственной Думой
25 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
Государственной Думой
25 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Судебная власть
- Статья 2. Суды в Российской Федерации
- Статья 3. Обязательность судебных постановлений
- Статья 4. Гласность и состязательность в деятельности судов
- Статья 5. Требования к судебным актам
- Глава II. Статус судей в Российской Федерации
- Статья 6. Судьи - носители судебной власти
- Статья 7. Требования, предъявляемые к судье
- Статья 8. Присяга
- Статья 9. Гарантии независимости судьи
- Статья 10. Срок полномочий судьи
- Статья 11. Несменяемость судьи
- Статья 12. Дисциплинарная ответственность судей
- Статья 13. Неприкосновенность судей и судебной власти
- Глава III. Конституционный Суд Российской Федерации
- Глава IV. Верховный Суд Российской Федерации
- Статья 15. Состав Верховного Суда Российской Федерации
- Статья 16. Пленум Верховного Суда Российской Федерации
- Статья 17. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
- Статья 18. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
- Статья 19. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
- Глава V. Суды общей юрисдикции
- Глава VI. Судебное производство
- Статья 22. Исковое заявление, его форма и содержание
- Статья 23. Принятие искового заявления
- Статья 24. Отказ в принятии искового заявления
- Статья 25. Оставление искового заявления без движения
- Статья 26. Судебное заседание
- Статья 27. Порядок в судебном заседании
- Статья 28. Производство по уголовным делам
- Статья 29. Судебное разбирательство по гражданским делам, административным делам
- Глава VII. Производство в суде второй (апелляционной) инстанции
- Статья 30. Право апелляционного обжалования
- Статья 31. Судебные решения, подлежащие апелляционному обжалованию
- Статья 32. Сроки апелляционного обжалования приговоров или иных судебных решений
- Статья 33. Апелляционные жалоба, представление
- Статья 34. Предмет судебного разбирательства в апелляционном порядке
- Статья 35. Прения сторон
- Статья 36. Основания отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке
- Статья 37. Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции
- Глава VIII. Производство в суде третьей (кассационной) инстанции
- Статья 38. Право кассационного обжалования
- Статья 39. Судебные решения, подлежащие кассационному обжалованию
- Статья 40. Сроки кассационного обжалования приговоров или иных судебных решений
- Статья 41. Кассационные жалоба, представление
- Статья 42. Предмет судебного разбирательства в кассационном порядке
- Статья 43. Основания отмены или изменения судебного решения при рассмотрении дела в кассационном порядке
- Статья 44. Решение суда кассационной инстанции
Глава I. Общие положения

Статья 1. Судебная власть
1.2. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.1.2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
1.3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статья 2. Суды в Российской Федерации
2.1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.2.2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.
2.3. К федеральным судам относятся:
1) Конституционный Суд Российской Федерации;
2) Верховный Суд Российской Федерации;
3) городские суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
Статья 3. Обязательность судебных постановлений
3.1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.3.2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
3.3. Все нормативно-правовые акты издаваемые судом, приобщаются к тому же делу, в котором рассматривалось исковое заявление. Суду запрещено рассматривать какие либо документы помимо отраженных в том же деле, в котором рассматривалось исковое заявление.
Статья 4. Гласность и состязательность в деятельности судов
4.1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.4.2. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
4.3. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела, дела об административном правонарушении, гражданского дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
4.4. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
4.5. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом
Статья 5. Требования к судебным актам
5.1. Все судебные акты, выносимые судами Российской Федерации в рамках уголовного, гражданского, административного, арбитражного или конституционного судопроизводства и затрагивающие права, свободы или законные интересы граждан, организаций либо государства, обязаны быть законными, обоснованными и мотивированными.5.2. Судебный акт признается:
1) законным – если он вынесен с соблюдением норм процессуального права и основан на правильном применении норм материального права, действующих на момент его вынесения;
2) обоснованным – если он опирается на установленные судом фактические обстоятельства, подтвержденные допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами, и если выводы суда логически следуют из этих обстоятельств;
3) мотивированным – в соответствии с требованиями, изложенными в части 4 настоящей статьи.
5.3. Судебный акт, не соответствующий хотя бы одному из требований, установленных настоящей статьей – законности, обоснованности или мотивированности, – подлежит отмене или изменению в установленном законом порядке.5.4. Под судебными актами в настоящей статье понимаются акты, содержащие волеизъявление суда по существу рассматриваемого вопроса и затрагивающие права сторон, в том числе: решения, приговоры, постановления, определения, разъяснения по существу, мотивационные решения и иные аналогичные документы, принятые от имени суда.
5.5. Судебный акт состоит из следующих частей:
1) вводной — с указанием наименование суда, состава суда, участников процесса, номера дела, даты и места вынесения акта, с изложением существа спора, сути обвинения или предмета рассмотрения, позиции сторон;
2) мотивировочной — с обоснованием выводов суда;
3) резолютивной — с конкретным постановлением суда.
5.6. Мотивировочная часть судебного акта должна включать:1) установленные судом фактические и иные обстоятельства дела;
2) доказательства, на которых основаны выводы суда, и мотивы, по которым иные доказательства были отвергнуты;
3) доводы сторон и причины, по которым они были приняты либо отклонены;
4) правовую квалификацию установленных обстоятельств с указанием примененных норм материального и процессуального права;
5) логическую взаимосвязь между фактами, правовыми нормами и сделанными выводами.
5.7. Гражданские процессуальные документы – исковое заявление, апелляционное заявление, ходатайство, прошение и иные документы, подаваемые участниками. Гражданские процессуальные документы не являются судебными актами и не попадают под требования настоящей статьи. Документы иных структур – рапорты, заявления, прошения, резолюции, протоколы и другие документы, подаваемые в суд, но не являющиеся актами суда.Глава II. Статус судей в Российской Федерации

Статья 6. Судьи - носители судебной власти
6.1. Судья – должностное лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие от имени Российской Федерации.6.2. Судьи, как носители судебной власти реализуют следующие полномочия:
1) председательствуют в заседаниях суда и принимают решения по делам, входящим в компетенцию суда;
2) исполняют требования законов Российской Федерации и решений суда;
3) разрешают вопросы о мере пресечения, в том числе об аресте или временном содержании под стражей;
4) уполномочены на назначение экспертиз и специалистов для проведения судебных экспертиз и иных исследований;
5) рассматривают просьбы и жалоб граждан, а также иных участников процесса;
6) участвуют в оценке законности подписании соглашения об урегулировании спора в гражданском процессе или досудебном процессе;
7) распоряжаются документами, отнесенных к судопроизводству;
8) определяют судебный режим и отдают приказы органам охраны по обеспечению безопасности участников процесса и обеспечению судебного порядка;
10) вынесение заключения и принятие решения по вопросам, вынесенным в ходе заседания;
9) выносят постановления о задержании, аресте, проведении обыска, изъятии или иных процессуальных действия в рамках судебного делопроизводства;
12) выносят постановления о проведении плановых или внеплановых проверок для организаций, в соответствии с порядком, определяемом Председателем Верховного суда.
6.3. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается тем же судьей. Вопрос об отводе судьи при рассмотрении дела в коллегиальном составе разрешается этим же составом суда большинством голосов в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья не считается отведенным.Статья 7. Требования, предъявляемые к судье
7.1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;7.2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
7.3. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации;
7.4. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации;
7.5. Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.
7.6. Судья не вправе замещать иные государственные должности, быть судьей в вышестоящем/нижестоящем суде, принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности, публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи
Статья 8. Присяга
8.1. Судья, впервые назначенный (избранный) на должность, приносит в торжественной обстановке в присутствии судей Верховного Суда Российской Федерации и судьи Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Верховного Суда Российской Федерации, присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".8.2. Судьи Верховного суда Российской Федерации приносят присягу на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
8.3. Судья приводится к присяге в течение трех суток со дня назначения (избрания) на должность.
8.4. Вопросы принятия судьей присяги разрешаются Президиумом Верховного суда.
Статья 9. Гарантии независимости судьи
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Независимость судьи обеспечивается:1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
2) запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
4) правом судьи на отставку;
5) неприкосновенностью судьи;
6) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Статья 10. Срок полномочий судьи
Все судьи избираются или назначаются на пожизненный срок, кроме случаев предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Полномочия судьи прекращаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом, в случаях:1) подача судьей заявления о прекращении полномочий Председателю Верховного Суда Российской Федерации;
2) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
3) вступление в законную силу приговора суда о признании судьи виновным в совершении умышленного преступления;
4) выявление обстоятельств, не допускающих замещение должности судьи;
5) установление недостоверности сведений, представленных в Верховный Суд Российской Федерации на момент подачи заявления о приобретении статуса судьи;
6) неисполнении или ненадлежащем исполнении судьей своих профессиональных обязанностей;
7) неисполнении или ненадлежащем исполнении судьей решений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятых в пределах его компетенции;
8) истечение срока полномочий.
Статья 11. Несменяемость судьи
11.1. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям или в порядке, установленным статьей 10 настоящего Федеральным конституционного закона.11.2. Судьи Верховного Суда несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям или в порядке, установленных настоящим Федеральным конституционным законом.
11.3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации наделен всеми распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным судьям и судам, имеет полномочия прекратить или приостановить полномочия судей в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
11.4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Статья 12. Дисциплинарная ответственность судей
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за совершение виновного действия (за виновное бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, в результате которого были нарушены положения настоящего Федерального конституционного закона или законодательства о государственной службе, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса, на судью Председателем Верховного суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:1) замечания;
2) предупреждения;
3) понижения в квалификационном классе;
4) досрочного прекращения полномочий судьи.
Статья 13. Неприкосновенность судей и судебной власти
13.1. Судья неприкосновенен. Судью нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, подвергнуть мерам взыскания за административные правонарушения, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.13.2. В случае совершения судьей уголовного преступления, уголовное дело в отношении судьи возбуждается следственными органами Следственного Комитета Российской Федерации при процессуальном руководстве прокурора и подается на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации, который и принимает решение о прекращении полномочий судьи в случае наличия весомых доказательств. После прекращения полномочий судьи следственные действия проводятся в порядке определяемом процессуальным кодексом Российской Федерации.
13.3. В случае совершения судьей Верховного Суда Российской Федерации уголовного преступления, уголовное дело в отношении судьи возбуждается следственными органами Следственного Комитета при процессуальном руководстве прокурора и подается на рассмотрение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации. После прекращения полномочий судьи Верховного суда Российской Федерации следственные действия проводятся в порядке определяемом процессуальным кодексом Российской Федерации.
13.4. В случае если судья является свидетелем, обвиняемым по уголовному делу, его полномочия могут быть временно прекращены для дачи показаний или иных процессуальных действий с последующим восстановлением полномочий по окончанию следственных действий. Решение о временном прекращении полномочий судьи принимается Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
Глава III. Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 14. О Конституционном Суде Российской Федерации
14.1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства.14.2. Порядок деятельности, полномочия и иные вопросы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации.
Глава IV. Верховный Суд Российской Федерации

Статья 15. Состав Верховного Суда Российской Федерации
15.1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда Российской Федерации.15.2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:
1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
3) Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;
4) Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 16. Пленум Верховного Суда Российской Федерации
16.1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации.16.2. Пленум Верховного Суда Российской Федерации:
1) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации и отчеты председателей коллегий Верховного Суда Российской Федерации о деятельности коллегий
2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
16.3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не подлежат обжалованию.Статья 17. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
17.1. В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Кассационной коллегии Верховного суда, судьи Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и иные судьи Верховного Суда Российской Федерации, включенные в состав с разрешения Совета Федерации Российской Федерации по Представлению Президиума Верховного суда.17.2. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации не подлежат обжалованию. Заседание Президиума правомочно при наличии половины от общего состава Президиума.
17.3. Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
1) в пределах своих полномочий рассматривает по надзорным жалобам и представлениям судебные дела в порядке надзора, а уже рассматривавшиеся в порядке надзора — рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
2) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного суда, а также вопросы работы Президиума;
3) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координирует их деятельность;
4) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для всех судей и судов, в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;
5) устанавливает правила внутреннего распорядка судов, принимает регламенты, положения, инструкция и порядки (в том числе обязательные для выполнения судьями и участниками судопроизводства), осуществляет контроль за их выполнением;
6) присваивает судьям Верховного суда квалификационные статусы и привлекает судей к дисциплинарной ответственности, в соответствии со статьей 12 настоящего закона;
7) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 61 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы;
8) разрешает кадровые вопросы Судебной власти, кроме случаев, когда назначение осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим законом;
9) устанавливает численный состав судов и их коллегий.
Статья 18. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
18.1. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.1) Председатель Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного суда Российской Федерации по разрешению Конституционного суда Российской Федерации.
2) Судьи Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются и освобождаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации по разрешению Конституционного Суда Российской Федерации.
3) Судьи Кассацонной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в ходе судебного разбирательства, уголовного производства и ведения судебного следствия, для рассмотрения уголовного производства, имеет право на осуществление поручения представителям правоохранительным и центральным органам исполнительной власти, с целью установления фактов необходимых для суда, квалификации того или иного правонарушения, или для вынесения иного процессуального решения в рамках судебного рассмотрения дела.
18.2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда третьей (кассационной) инстанции.Статья 19. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
19.1. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе судей Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.1) Судьи Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются Председателем Правительства Российской Федерации после утверждения кандидатур Государственной Думой Российской Федерации и утверждением Совета Федерации Российской Федерации. Срок полномочий Судьи Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации составляет шестьдесят (60) дней с момента вступления в должность.
3) Судьи Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации могут назначаться Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Срок полномочий Судьи Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации составляет шестьдесят (60) дней с момента вступления в должность.
19.2. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда второй (апелляционной) инстанции, кроме дел, рассмотренных Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. Решения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые в качестве суда первой инстанции обжалуются в кассационном порядке.19.3. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции:
1) дела об оспаривании актов Председателя Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации;
2) дела о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских общественных объединений; дела по разрешению споров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации;
3) уголовные дела по обвинению в совершении преступлений Председателем Правительства Российской Федерации, сенатором Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Правительства Российской Федерации, сотрудниками прокуратуры Российской Федерации, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, руководителей государственных организаций, руководителей учреждений здравоохранения, руководителей средств массовой информации, судей Российской Федерации;
4) дела по разрешению споров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
Глава V. Суды общей юрисдикции

Статья 20. Система судов общей юрисдикции
Городские суды являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.Статья 21. Городской суд
21.1. В состав городских судов входят судьи городских судов. Судьи городских судов назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Правительства Российской Федерации после утверждения кандидатур Государственной Думой. Срок полномочий Судьи городского суда составляет шестьдесят (60) дней с момента вступления в должность.21.2. Городской суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.
Глава VI. Судебное производство

Статья 22. Исковое заявление, его форма и содержание
22.1. Исковое заявление подается в суд в форме электронного документа на официальном портале в разделе соответствующего суда.22.2. В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, а также наименование представителя, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика (обвиняемого);
4) суть иска или жалобы (нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца);
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Обязательно указание на дату и время произошедших действий, нарушающих права истца;
6) ходатайство об истребовании доказательств, в том числе, но не ограничиваясь, видеозаписей с камер видеонаблюдения, если таковое необходимо.
7) ходатайство о вызове свидетеля для дачи показаний в суде, если таковые имеются;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов. В исковом заявлении должны быть указаны:
а) копия паспорта истца;
б) копия удостоверения адвоката (если привлекается к делу);
9) дата подачи искового заявления.
22.3. Уточнения / изменения заявления, жалобы, обращения после ее составления допускается путем подачи соответствующего ходатайства и одобрения ходатайства судом, форма подачи ходатайства:22.4. В случае предоставлению видеофиксации длительностью более 5 минут, на истца возлагается обязанность по уточнению времени нарушения на записи и указании тайм-кодов.Я, Фамилия Имя, ходатайствую о внесении изменений в поданный мною иск: описать что вы меняете.
Статья 23. Принятие искового заявления
23.1. Судья в течение двадцати четырех (24) часов с момента поступления искового заявления в суд, а с момента поступления апелляционной или кассационной жалобы в течении сорока восьми (48) часов обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается дело в суде.23.2. Копии определения о принятии искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.
23.3. В определении о принятии искового заявления к производству суда, судья назначает дату и время судебного заседания. В случае переноса судебного заседания выносится определение о переносе судебного заседания.
23.4. Лица, участвующие в деле, извещаются о назначении судебного заседания не позднее двенадцати часов (12) до момента начала судебного заседания.
Статья 24. Отказ в принятии искового заявления
24.1. Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если:1) заявление не содержит доказательства в виде фотографий, изображений, видеозаписей, и отсутствует ходатайство, предусмотренное пунктом 6 части второй статьи 22 настоящего Федерального конституционного закона;
2) исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;
3) не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в соответствии с законодательством;
4) заявление подано спустя 48 часов с момента действий, описанных истцом;
5) заявление было отредактировано без соответствующего ходатайства об уточнении своих требований в заявлении, после принятия искового заявления к производству суда;
6) ответчиком по заявлению, жалобе, обращению является лицо, обладающее неприкосновенностью, суд обязан отказать в принятии такого заявления, жалобы, обращения;
7) нарушена форма названия заявления, жалобы, обращения, в том числе порядковый номер заявления, жалобы, обращения, суд выносит постановление об оставлении без движения до устранения нарушений сроком не более чем на трое суток;
8) дело неподсудно данному суду или подсудно иному суду.
24.2. Требование пункта 4 части первой настоящей статьи не распространяется на дела, направленные в суд в порядке, предусмотренном статьей 43 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации.24.3. Об отказе в принятии искового заявления судья выносит мотивированное определение.
Статья 25. Оставление искового заявления без движения
25.1. Судья оставляет исковое заявление без движения в случае, если:1) нарушена форма названия заявления, в том числе порядковый номер заявления, заявление подано с нарушением требований, установленных частью второй статьи 22 настоящего Федерального конституционного закона;
2) от одной из сторон заявлено ходатайство о заключении мирового соглашения (до заключения мирового соглашения, либо до подтверждения отказа от заключения мирового соглашения одной из сторон, либо до истечения срока, установленного для заключения мирового соглашения);
3) от одной из сторон заявлено ходатайство о проведении экспертизы по гражданским делам;
4) невозможно установить личность ответчика, либо личность ответчика засекречена в соответствии с законодательством, суд оставляет заявление, жалобу, обращение без движения до момента установления личности ответчика, но не более чем на трое суток. В случае, если существует необходимость установления личности ответчика, суд выносит отдельное постановление в том же деле, в котором рассматривается заявление, жалоба, обращение, а также указывает лиц, ответственных за выяснение личность ответчика, направляя постановление в Федеральную службу безопасности.
25.2. Исковое заявление остается без движения на срок не более сорока восьми (48) часов с момента вынесения определения об оставлении искового заявления без движения.25.3. На заключение мирового соглашения предоставляется срок, не превышающий двадцати четырех (24) часов с момента подачи соответствующего ходатайства. Мировое соглашение не заключается в случае подачи искового заявления, содержащего обвинения или факты совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Мировое соглашение не заключается после принятия искового заявления к производству суда, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.
25.4. Судья, установив обстоятельства предусмотренные частью первой настоящей статьи, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Статья 26. Судебное заседание
26.1. Разбирательство дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом или Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации.26.2. Лица, допускающиеся в зал суда при проведении открытого судебного процесса:
1) судьи;
2) государственный обвинитель или истец, а также иные лица стороны обвинения;
3) подсудимый (обвиняемый в совершении чего-либо);
4) адвокат, привлеченный к делу по ходатайству участником дела;
5) свидетели (указанные в исковом заявлении или при передаче дела в суд);
6) сотрудники органов государственной охраны;
7) сотрудники органов Федеральной службы исполнения наказаний;
8) зрители;
9) журналисты осуществляющие свою деятельность.
26.3. Лица, допускающиеся в зал суда при проведении закрытого судебного процесса:1) судьи;
2) государственный обвинитель или истец, а также иные лица стороны обвинения;
3) подсудимый (обвиняемый в совершении чего-либо);
4) адвокат, привлеченный к делу по ходатайству участником дела;
5) свидетели (указанные в исковом заявлении или при передаче дела в суд);
6) сотрудники органов государственной охраны.
7) сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний;
26.4. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной тайны или иной охраняемой федеральным законом тайны;
2) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников судопроизводства;
3) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц;
4) по ходатайству следователя утвержденного прокурором.
Статья 27. Порядок в судебном заседании
27.1. При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Решение суда все находящиеся в зале судебного заседания лица выслушивают стоя.27.2. Лица, участвующие в деле, и иные участники судебного процесса обращаются к судье со словами: "Ваша честь!" или “Уважаемый суд”. Свои объяснения и показания суду, вопросы другим лицам, участвующим в деле, ответы на вопросы они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено только с разрешения суда.
При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях.
27.3. Судебное заседание проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников судебного процесса. Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
27.4. Судья председательствующий на проведении судебного заседания имеет право удалить любое лицо из зала суда в связи с нарушением установленного судебного порядка.
27.5. Председательствующий судья может привлечь лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего к ответственности, предусмотренной законодательством.
Статья 28. Производство по уголовным делам
Порядок производства по уголовным делам устанавливается уголовно-процессуальным законодательством.Статья 29. Судебное разбирательство по гражданским делам, административным делам
29.1. В назначенное для разбирательства дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское или административное дело подлежит рассмотрению.29.2. Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей.
29.3. Явившиеся свидетели удаляются из зала судебного заседания. Председательствующий принимает меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными свидетелями.
29.4. Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы.
29.5. Ходатайства лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются на основании определений суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.
29.6. Рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. Затем председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения. Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.
29.7. После доклада дела суд заслушивает объяснения истца и участвующего на его стороне третьего лица, ответчика и участвующего на его стороне третьего лица, а затем других лиц, участвующих в деле. Прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, дают объяснения первыми. Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы. Судьи вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле, в любой момент дачи ими объяснений.
29.8. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и учитывая их мнения, устанавливает последовательность исследования доказательств.
29.9. Каждый свидетель допрашивается отдельно. Вещественные доказательства осматриваются судом и предъявляются лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях свидетелям, экспертам. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, могут обращать внимание суда на те или иные обстоятельства, связанные с осмотром. Эти заявления заносятся в протокол судебного заседания.
29.10. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого назначена экспертиза, его представитель, а затем задают вопросы другие лица, участвующие в деле, их представители.
Заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы. Несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении суда по делу либо в определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
29.11. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем - ответчик, его представитель.
Прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми.
После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю.
29.12. Лица, участвующие в деле, их представители в своих выступлениях после окончания рассмотрения дела по существу не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.
В случае, если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу. После окончания рассмотрения дела по существу судебные прения происходят в общем порядке.
29.13. После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.
29.14. Решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Глава VII. Производство в суде второй (апелляционной) инстанции

Статья 30. Право апелляционного обжалования
30.1. Право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.30.2. Гражданский, а равно административный истец, гражданский, а равно административным ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского или административного иска.
Статья 31. Судебные решения, подлежащие апелляционному обжалованию
31.1. В соответствии с требованиями настоящей главы решения суда первой инстанции, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном порядке.31.2. Определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, обжалуются в апелляционном порядке одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу.
Статья 32. Сроки апелляционного обжалования приговоров или иных судебных решений
32.1. Апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение семидесяти двух (72) с момента вынесения постановления приговора или вынесения иного решения суда.32.2. Апелляционные жалоба, представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения.
Статья 33. Апелляционные жалоба, представление
Апелляционные жалоба, представление должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 22 настоящего Федерального конституционного закона. Для целей настоящего Федерального конституционного закона апелляционная жалоба, представление приравнивается к исковому заявлению.Статья 34. Предмет судебного разбирательства в апелляционном порядке
Суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам, представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции.Статья 35. Прения сторон
35.1. Прения сторон проводятся в пределах, в которых уголовное дело рассматривалось в суде апелляционной инстанции. При этом первым выступает лицо, подавшее апелляционные жалобу или представление.35.2. По окончании прений сторон суд предоставляет последнее слово лицу, в отношении которого проверяется судебное решение, если данное лицо участвует в судебном заседании, после чего суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения.
Статья 36. Основания отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке
Основаниями отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке являются:1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции;
2) существенное нарушение уголовно-процессуального закона;
3) неправильное применение уголовного закона;
4) несправедливость приговора;
5) выявление обстоятельств, предусмотренных в качестве оснований для возвращения уголовных дел прокурору;
6) выявление данных, свидетельствующих о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.
Статья 37. Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции
37.1. В результате рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке суд принимает одно из решений:1) об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения;
2) об отмене обвинительного приговора и о вынесении оправдательного приговора;
3) об отмене обвинительного приговора и о вынесении обвинительного приговора;
4) об отмене приговора, определения, постановления суда первой инстанции и о передаче уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии подготовки к судебному заседанию или судебного разбирательства;
5) об отмене оправдательного приговора и о вынесении оправдательного приговора;
6) об отмене определения или постановления и о вынесении оправдательного приговора либо иного судебного решения;
7) об отмене приговора, определения, постановления и о возвращении дела прокурору;
8) об отмене приговора, определения, постановления и о прекращении уголовного дела;
9) об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения;
10) о прекращении апелляционного производства.
37.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 7 - 10 части первой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции выносит апелляционные определение или постановление. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 части первой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции постановляет приговор. В случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи, суд постановляет приговор либо выносит апелляционные определение или постановление.Глава VIII. Производство в суде третьей (кассационной) инстанции

Статья 38. Право кассационного обжалования
38.1. Право кассационного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.38.2. Гражданский, а равно административный истец, гражданский, а равно административным ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского или административного иска.
38.3. Кассационная коллегия Верховного Суда, как правило, заседает в заочном порядке. Вместе с тем, при наличии инициативы 1/2 состава коллегии, заседание может быть проведено в очном формате в зале судебных заседаний одного из субъектов Российской Федерации.
Статья 39. Судебные решения, подлежащие кассационному обжалованию
В соответствии с требованиями настоящей главы решения суда первой инстанции, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке по истечению сроков апелляционного обжалования. Решения суда второй инстанции, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке.Статья 40. Сроки кассационного обжалования приговоров или иных судебных решений
40.1. Кассационная жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой или второй инстанции могут быть поданы в течение семи (7) дней с момента вынесения постановления приговора или вынесения иного решения суда.40.2. Кассационная жалоба, представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения, а при исключительных случаях срок может быть восстановлен, если заявлено соответствующее ходатайство с мотивированием пропущенного срока.
Статья 41. Кассационные жалоба, представление
Кассационные жалоба, представление должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 22 настоящего Федерального конституционного закона. Для целей настоящего Федерального конституционного закона кассационная жалоба, представление приравнивается к исковому заявлению.Статья 42. Предмет судебного разбирательства в кассационном порядке
Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу.Статья 43. Основания отмены или изменения судебного решения при рассмотрении дела в кассационном порядке
Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела и, нарушение либо неправильное применение норм права или неправильное истолкование закона.Статья 44. Решение суда кассационной инстанции
44.1. В результате рассмотрения дела суд кассационной инстанции вправе:1) оставить кассационные жалобу или представление без удовлетворения;
2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному делу;
3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение либо возвратить уголовное дело прокурору;
4) отменить приговор, определение или постановление суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда и (или) последующие судебные решения.
44.2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 5 части первой настоящей статьи, суд кассационной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со статьей х настоящего Федерального конституционного закона.44.3. Суд кассационной инстанции выносит соответствующие определения, приговоры, постановления и решения.
44.3. Решения Кассационной коллегии Верховного суда не подлежат обжалованию.
44.4. При наличии особого мнения судьи кассационной коллегии Верховного суда, оно отражается в мотивировочной части решения, приобщается к материалам дела и публикуется наряду с основным решением.
Президент
Российской Федерации
Москва, КремльРоссийской Федерации
25 июля 2025 года
№ 64-ФКЗ
Последнее редактирование: