ИНФОРМАЦИЯ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (вступит в законную силу 30 мая 2025 года)

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Fantar

Fantar

Руководство Проекта
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 462
Реакции:1 667
Баллы:140
1748433778523
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
28 мая 2025 года

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. Уголовно-процессуальное законодательство

1748430145192

Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного производства

1.1. Порядок уголовного производства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Процессуальном Кодексе Российской Федерации и Конституции Российской Федерации.
1.2. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного производства.
1.3. Принципы и нормы Процессуального Кодекса Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное производство. Если в Процессуальном Кодексе Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила настоящего Кодекса.
1.4. Для целей настоящего Кодекса понятия уголовного судопроизводства и уголовного производства тождественны (равны).

Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона и принципы уголовного производства

Действие уголовно-процессуального закона приравнено к действию процессуального закона и происходит из него.

Статья 3. Принципы уголовного производства

Настоящий Кодекс использует принципы установленные Процессуальным Кодексом Российской Федерации.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:
1) алиби – нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте;​
2) близкие родственники – супруг, супруга, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;​
в) государственный обвинитель – поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры;​
3) дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;​
4) дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;​
5) досудебное производство – уголовное производство с момента получения сообщения о преступлении до направления работником прокуратуры уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу;​
6) начальник органа дознания – должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель;​
7) обвинение – утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом;​
8) определение – любое решение, вынесенное судами, за исключением приговора и апелляционного определения;​
9) органы предварительного расследования – государственные органы, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом вести предварительное следствие, и государственные органы, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание;​
10) органы предварительного следствия – государственные органы, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом вести предварительное следствие и осуществлять другие процессуальные полномочия. Органами предварительного следствия признаются следственные органы Следственного Комитета по региону, оперативно-следственные службы Федеральной службы безопасности по региону;​
11) органы дознания – государственные органы, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.​
12) постановление – любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, дознавателя, вынесенное в ходе досудебного производства, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;​
13) председательствующий – судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично;​
14) приговор – решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом;​
15) прокурор – прокурор субъекта Российской Федерации и его заместитель;​
16) процессуальное действие – следственное, судебное или иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом;​
17) процессуальное решение – решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном настоящим Кодексом;​
18) розыскные меры – меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;​
19) руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его первый заместитель;​
20) следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;​
21) сотрудник прокуратуры – должностное лицо органов прокуратуры, участвующий в уголовном судопроизводстве и наделенный соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;​
22) сообщение о преступлении – заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления, постановление сотрудника прокуратуры о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;​
23) стороны – участники уголовного производства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;​
24) сторона защиты – обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;​
25) сторона обвинения – прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;​
26) суд – любой суд, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом;​
27) судебное заседание – процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу;​
28) судебное разбирательство – судебное заседание судов первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;​
29) судебное решение – приговор, определение, постановление, вынесенные при производстве по уголовному делу в судах первой и второй инстанций; определение и постановление, вынесенные при производстве по уголовному делу в суде кассационной инстанции; постановление, вынесенное при производстве по уголовному делу в суде надзорной инстанции;​
30) судья – должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие;​
31) уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;​
32) уголовное производство – досудебное и судебное производство по уголовному делу;​
33) уголовный закон – Уголовный Кодекс Российской Федерации;​
34) иные понятия, установленные Процессуальным Кодексом Российской Федерации.​

Глава II. Участники уголовного судопроизводства

1748430145192

Статья 5. Суд

5.1. Суд правомочен:
1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации;​
2) прекратить по основаниям и порядку, предусмотренным настоящим Кодексом, в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления уголовное дело или уголовное преследование с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;​
3) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом;​
4) временно лишать лиц неприкосновенности в целях производства предварительного расследования в случае совершения лицом преступлений. Срок лишения неприкосновенности определяется судом. Снять неприкосновенность с Председателя Правительства Российской Федерации или Председателя Государственной Думы вправе только Верховный суд Российской Федерации в случае совершения соответствующими лицами преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений;​
5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и Федеральным законом от 27 апреля 2024 года № 64-ФЗ "О судебной системе Российской Федерации".​
5.2. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
5.3. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей. Разногласия при распределении уголовных дел разрешаются судьями Верховного суда Российской Федерации.

Статья 6. Сторона обвинения

6.1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
6.2. В ходе досудебного производства по уголовному делу сотрудник прокуратуры уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;​
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;​
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;​
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;​
5) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела;​
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;​
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;​
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном настоящим Кодексом;​
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;​
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;​
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;​
12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;​
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;​
14) утверждать постановление об окончании предварительного расследования и передаче дела прокурору для направления в суд по уголовному делу;​
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления постановления об окончании предварительного расследования и передаче дела прокурору для направления в суд и устранения выявленных недостатков;​
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом и федеральным законодательством.​
6.3. Прокурор, его заместитель вправе:
1) отстранить сотрудника государственного органа в порядке, предусмотренном трудовым законодательством;​
2) объявить сотруднику правоохранительного органа дисциплинарное взыскание при наличии оснований в соответствии с законодательством;​
3) изъять процессуальные действия по задержанию лица у сотрудника с целью их передачи;​
4) утверждать постановление руководителя следственного органа о продлении сроков давности преступления;​
5) осуществлять иные полномочия, в том числе полномочия сотрудника прокуратуры предусмотренные настоящим Кодексом и федеральным законодательством.​
6.4. К участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения, помимо сотрудника прокуратуры, относятся следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, потерпевший.
6.5. По мотивированному письменному запросу сотрудника прокуратуры ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
6.6. В ходе судебного производства по уголовному делу сотрудник прокуратуры поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
6.7. Сотрудник прокуратуры вправе отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
6.8. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящим Кодексом, осуществляются прокурорами субъектов, городов, их заместителями, приравненными к ним прокурорами, вышестоящими прокурорами. Нижестоящими сотрудниками прокуратуры, по поручению прокуроров субъектов, городов.
6.9. Полномочия прокурора, его заместителя, предусмотренные настоящим Кодексом по объявлению дисциплинарного взыскания осуществляется путем вынесения постановления на имя начальника, руководителя лица, которому объявляется дисциплинарное взыскание, с установлением срока исполнения не менее 24 часов. Постановление прокурора, его заместителя обжалуются в суде первой инстанции.

Статья 7. Следователь и руководитель следственного органа

7.1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
7.2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;​
2) принимать уголовное дело к своему производству;​
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий;​
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о производстве процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;​
5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством.​
7.3. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей осуществляют руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, руководители оперативно-следственных служб органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
7.4. Руководитель следственного органа уполномочен:
1) продлевать срок давности преступления в порядке установленном настоящим Кодексом;​
2) осуществлять полномочия следователя;​
3) организовывать следственные группы, изменять их состав, а также назначать следователей ответственных за производство уголовного дела;​
4) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;​
5) изъять процессуальные действия задержания и ареста у сотрудника правоохранительного органа и передать в следственные органы по подследственности;​
6) изымать дела у следователей при обнаружении процессуальных нарушений или бездействии назначенного следователя с дальнейшей передачей дела другому следователю или дознавателю с соблюдением требований подследственности;​
7) назначать на переданные в следственный орган дела следователей или дознавателей с соблюдением требований подследственности;​
8) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и Федеральными законами.​
7.5. Председатель Следственного комитета Российской Федерации и его заместитель, вправе устанавливать объем процессуальных полномочий руководителей следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и их заместителей.

Статья 8. Орган дознания

8.1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации - органы уголовного розыска, управления (отделы) собственной безопасности;​
2) органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации;​
3) оперативно-следственные отделы Федеральной службы исполнения наказания, органы обеспечения собственной безопасности в Федеральной службе исполнения наказания;​
4) органы обеспечения собственной безопасности в Федеральной службе войск национальной гвардии.​

Статья 9. Дознаватель

9.1. Дознавателем является должностное лицо органа дознания, перечень которых определен статьей 8 настоящего Кодекса.
9.2. Дознаватель уполномочен:
а) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;​
б) принимать уголовное дело к своему производству;​
в) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, в случаях предусмотренных настоящим Кодексом. После передачи уголовного дела дознаватель производит следственные и иные процессуальные действия под руководством следователя, в случае если уголовное дело было возвращено для проведения дополнительных следственных действий.​
г) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.​

Статья 10. Начальник органа дознания

10.1. Начальник органа дознания уполномочен:
1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;​
2) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;​
3) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;​
4) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении постановления о направлении уголовного дела в орган следствия;​
5) привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников, в отношении которых производилось дознание, по окончанию дознания;​
6) отстранять сотрудников, в отношении которых производится дознание, на срок, установленный трудовым законодательством Российской Федерации;​
7) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.​
10.2. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Статья 11. Потерпевший

11.1. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.
11.2. Потерпевший вправе:
1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;​
2) давать показания;​
3) отказаться свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;​
4) представлять доказательства;​
5) заявлять ходатайства и отводы;​
6) иметь представителя;​
7) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах;​
8) обжаловать приговор, определение, постановление суда;​
9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;​
11.3. Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением.
11.4. По делам, посягающим на безопасность общества и государства, предусмотренных статьями 69 - 75 Уголовного Кодекса Российской Федерации, потерпевшим признается Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
11.5. Потерпевший не вправе:
1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд. При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу;​
2) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;​
3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден.​
11.6. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель. Участие в уголовном деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных настоящей статьей.
11.7. Право знать о предъявленном обвиняемому обвинении реализуется в заявительном порядке.

Статья 12. Сторона защиты

12.1. Участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты являются: подозреваемый, обвиняемый, защитник.
12.2. Подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
12.3. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление, в котором он привлекается в качестве обвиняемого. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным.
12.4. Права подозреваемого, а равно права обвиняемого:
1) знать, в чем он обвиняется, и ознакомиться с уголовным делом не менее чем за два (2) часа до начала судебного заседания по соответствующему уголовному делу;​
2) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний;​
3) представлять доказательства;​
4) заявлять ходатайства и отводы;​
5) пользоваться помощью защитника (адвоката) на основании заключенного в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности договора;​
6) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах;​
7) обжаловать приговор, определение, постановление суда;​
8) по заявлению получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого (подозреваемого);​
9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;​
10) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.​
12.5. Защитник - лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

Статья 13. Иные участники уголовного судопроизводства

13.1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
13.2. Свидетель вправе отказаться свидетельствовать против самого себя. Свидетель не вправе:
а) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;​
б) давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний.​
13.3. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства экспертизы и дачи заключения.
13.4. Эксперт вправе давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования. Эксперт не вправе давать заведомо ложное заключение, уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд.

Статья 14. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу

14.1. Судья, прокурор, следователь, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:
1) является потерпевшим или свидетелем по данному уголовному делу;​
2) участвовал в качестве эксперта, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, а судья также — в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу;​
3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу.​
14.2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, не могут участвовать в производстве по уголовному делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.
14.3. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по уголовному делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Статья 15. Отвод прокурора

15.1. Решение об отводе прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства — суд, рассматривающий уголовное дело.
15.2. Участие прокурора в производстве предварительного расследования, а равно его участие в судебном разбирательстве не является препятствием для дальнейшего участия прокурора в производстве по данному уголовному делу.

Статья 16. Отвод следователя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя

16.1. Решение об отводе следователя принимает руководитель следственного органа, а решение об отводе начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя принимает прокурор. Решение об отводе руководителя следственного органа принимает вышестоящий руководитель следственного органа.
16.2. Предыдущее участие руководителя следственного органа, следователя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода.

Статья 17. Отвод эксперта

17.1. Решение об отводе эксперта принимает дознаватель, следователь, а также суд.
Эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу:
1) при наличии обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу. Предыдущее его участие в производстве по уголовному делу в качестве эксперта или специалиста не является основанием для отвода;​
2) если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;​
3) если обнаружится его некомпетентность.​

ЧАСТЬ II. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Глава III. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

1748430145192

Статья 18. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

18.1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);​
2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины;​
3) характер вреда, причиненного преступлением;​
4) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;​
5) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;​
6) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;​
18.2. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Статья 19. Доказательства

19.1. Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
19.2. В качестве доказательств допускаются:
1) показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля;​
2) заключение и показания эксперта;​
3) вещественные доказательства;​
4) протоколы следственных и судебных действий;​
5) иные документы.​

Статья 20. Недопустимые доказательства

Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренного настоящим Кодексом.

Статья 21. Правила оценки доказательств

21.1. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности — достаточности для разрешения уголовного дела.
21.2. Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе. Доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в постановление о признании предметов вещественными доказательствами и приобщении их к уголовному делу.
21.3. Суд вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Глава IV. Возбуждение уголовного дела

1748430145192

Статья 22. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

22.1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;​
2) явка с повинной;​
в) информация о совершенном или готовящемся преступлении, полученная из иных источников;​
3) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании;​
4) обнаружение признаков преступления.​
22.2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Статья 22-1. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:
1) отсутствие события преступления;​
2) отсутствие в деянии состава преступления;​
3) истечение сроков давности уголовного преследования;​
4) отсутствие возможности продолжать расследование.​

Статья 23. Заявление о преступлении

23.1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
23.2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
23.3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
23.4. К протоколу заявления о совершении преступления в обязательном порядке должна быть прикреплена видеозапись принятия заявления о совершении преступления. В случае отсутствия видеозаписи, данное заявление о совершении преступления не может являться поводом для возбуждения уголовного дела.

Статья 24. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чём может составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Статья 25. Порядок возбуждения уголовного дела

25.1. При наличии повода и основания, предусмотренных частью первой настоящей статьи, руководитель следственного органа, следователь, начальник органа дознания, дознаватель в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чём выносится соответствующее постановление.
25.2. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, начальник органа дознания, дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
25.3. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:
1) дата и место его вынесения;​
2) кем оно вынесено;​
3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;​
4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащий признаки преступления, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела.​
25.4. Копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору следователем (или дознавателем) не позднее 24 часов с момента вынесения постановления. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, начальник органа дознания, дознаватель уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело путём направления копии соответствующего постановления. Сотрудники следственной службы ФСБ России о принятом решении не уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело в случае возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренных статьёй 57 или статьёй 58 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
25.5. Любое лицо вправе обратиться в следственный орган, орган дознания с запросом о том, возбуждено ли в отношении него уголовное дело, в случае если копия постановления о возбуждении уголовного дела была не доставлена или утеряна. Обращение должно быть направлено на государственный портал.
25.6. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном частями 2, 4 – 5 настоящей статьи, следователь приступает к производству предварительного следствия.

Глава V. Общие условия предварительного расследования

1748430145192

Статья 26. Формы предварительного расследования

26.1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.
26.2. Дознание производится в отношении действующих сотрудников государственного органа, подразделением которого является орган дознания, так и сотрудников государственного органа, работавшего ранее и совершившего в момент работы противоправное деяние при условии соблюдения требований о сроках давности преступлений.
26.3. По остальным уголовным делам предварительное расследование производится в форме предварительного следствия. По письменному указанию прокурора с согласия руководителя следственного органа уголовные дела могут быть переданы из соответствующего следственного органа в орган дознания для производства предварительного следствия.

Статья 27. Подследственность

27.1. Предварительное следствие производится следователями.
27.2. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:
1) о преступлениях, предусмотренных статьями 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, ч. 1, п. б ч. 2 ст. 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 60, 61, 62, 63, 65, 66, 67, 68, 76, 76-1, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 88-1, 89, 90, 91, 92, 93, 94 Уголовного кодекса Российской Федерации;​
2) о преступлениях, совершенных депутатом Российской Федерации, судьей федерального суда общей юрисдикции в период осуществления им правосудия, Председателем Правительства Российской Федерации, прокурором, руководителем следственного органа, следователем;​
3) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации (СК России), органов федеральной службы безопасности (ФСБ России), Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершённых в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев совершения преступления в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.​
27.3. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 64, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, не указанные в части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.
27.4. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьёй.
27.5. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор или его заместитель, кроме случаев, предусмотренных частями 2–3 настоящей статьи.
27.6. Следователи следственных органов ФСБ России (оперативно-следственных служб органов ФСБ России) имеют право на проведение предварительного следствия по статьям, не подпадающим в их подследственность, в случае самостоятельного обнаружения преступления или по факту окончания оперативных разработок, оперативно-розыскных мероприятий. Следователи следственных органов ФСБ России в случае необходимости возбуждения уголовного дела по таким статьям передают его в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

Статья 28. Начало производства предварительного расследования

28.1. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чём следователь выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству или передаёт его по подследственности, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
28.2. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству.

Статья 29. Дознание

29.1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
29.2. Дознание содержит все следственные действия, предусмотренные настоящим Кодексом. По окончании дознания уголовное дело подлежит передаче органу предварительного следствия по подследственности. После передачи уголовного дела в орган предварительного следствия следователь вправе давать органу дознания письменные указания, вернуть уголовное дело постановлением с целью проведения дополнительных следственных действий дознавателем с собственным контролем.

Глава VI. Предварительное следствие

1748430145192

Статья 30. Производство предварительного следствия

30.1. Предварительное следствие производится органами предварительного следствия в соответствии с настоящим Кодексом.
30.2. По окончании предварительного следствия его материалы из органов предварительного следствия передаются сотруднику органа прокуратуры для дальнейшего судебного следствия.
30.2. Прокурор вправе изъять материалы предварительного следствия для передачи их в другой орган следствия в связи с соответствующим запросом от руководителя органа предварительного следствия и при соблюдении требований подследственности.
30.3. На основании постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, руководитель оперативно-следственной службы ФСБ России вправе подать исковое заявление с дальнейшим производством уголовного дела в органах ФСБ России. Судебные органы приостанавливают судебное производство на время проведения следствия сотрудниками ФСБ России до окончания следствия или до истечения срока давности по преступлениям, по которым ведется следствие в уголовном деле.
30.4. В целях производства следственных действий следователи (в том числе в сопровождении оперативной группы в виде силовых подразделений ФСБ России, органов внутренних дел, войск национальной гвардии) вправе проходить на закрытые территории путем выдачи единовременного пропуска постановлением следователя, с утверждением руководителем следственного органа. Следователи обязаны предоставлять постановление о выдаче единовременного пропуска уполномоченным органам прокуратуры, суду.

Статья 31. Производство предварительного следствия следственной группой

31.1. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чём выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
31.2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении её состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
31.3. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, выносит постановление об окончании предварительного расследования и передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.
31.4. Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) прекращении уголовного дела полностью или частично;​
2) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;​
3) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;​
4) направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях;​
31.5. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 32. Общие правила производства следственных действий

32.1. Следственные действия производятся на основании постановления следователя.
32.2. Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия.
32.3. Следователь имеет право проводить следственные действия без соответствующего постановления при наличии возбужденного уголовного дела.

Статья 33. Протокол следственного действия

33.1. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.
33.2. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъёмка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
33.3. В протоколе указываются:
1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;​
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;​
3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.​
33.4. В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.
33.5. В протоколе должны быть указаны также технические средства, применённые при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении технических средств.
33.6. Протокол подписывается следователем и должностными лицами или экспертами, участвовавшими в следственном действии.
33.7. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

Статья 34. Продление сроков давности по делу, находящемуся в производстве

34.1. Продление сроков давности по делу, находящемуся в производстве следственного органа свыше установленных уголовным законом, производится в случае наличия объективных причин, по которым было невозможно провести следствие в полном объёме в промежуток с момента выявления преступления до момента истечения сроков давности.
34.2. Продление сроков давности происходит на 7 календарных дней руководителем следственного органа по рапорту следователя, осуществляющего следствие, и утверждается прокурором, осуществляющим процессуальное руководство расследованием. Намеренное затягивание следствия не допускается. Срок считается продлённым с момента вынесения соответствующего постановления. Постановление считается недействительным, а срок давности не считается продлённым в случае, если таковое постановление не было утверждено прокурором в течение семидесяти двух (72) часов.
34.3. Срок давности по преступлениям, расследование которых представляет особую сложность или является общественно значимым, может быть продлён Председателем Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителем.

Статья 34-1. Возбуждение уголовного дела по преступлению с истекшим сроком давности

Возбуждение уголовного дела по преступлению с истекшим сроком давности может быть осуществлено в исключительных случаях по поручению Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителем.

Глава VII. Следственные действия

1748430145192

Статья 35. Осмотр

35.1. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
35.2. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднён, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

Статья 36. Освидетельствование

Для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия.

Статья 37. Следственный эксперимент

В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путём воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определённого события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определённых действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Производство следственного эксперимента допускается, если не создаётся опасность для здоровья участвующих в нём лиц.

Статья 38. Основания и порядок производства обыска

38.1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
38.2. Обыск производится на основании постановления следователя.
38.3. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, — судебное решение или решение прокурора, разрешающее его производство.
38.4. До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, следователь вправе не производить обыск.
38.5. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается их открыть добровольно. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.
38.6. Во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота. Предметы упаковываются и опечатываются на месте обыска.
38.7. Следователь вправе запретить лицам, находящимся на месте обыска, покидать его и общаться до завершения обыска.
38.8. Изъятые предметы упаковываются и опечатываются в присутствии участников обыска.
38.9. При производстве обыска вправе присутствовать защитник и адвокат лица, у которого проводится обыск.
38.10. Составляется протокол в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
38.11. Если были предприняты попытки уничтожения предметов — об этом делается запись в протоколе.

Статья 39. Допрос и порядок его проведения

39.1. Допрос – следственно-судебная процедура, в рамках которой проводится получение от допрашиваемого известной ему информации. Продолжительность допроса не может превышать 60 минут. Обязательна видеофиксация с персональной служебной камеры.
39.2. Допрос производится по месту производства предварительного следствия либо по месту нахождения допрашиваемого.
39.3. Повестка на допрос направляется через официальное уведомление или вручение. Допускается допрос при задержании ФСБ России.
39.4. Лицо обязано явиться либо сообщить причины неявки. В случае неявки — может быть подвергнуто приводу.
39.5. Следователь обязан удостовериться в личности и разъяснить права. При допросе свидетеля или потерпевшего — предупреждение об ответственности.
39.6. Допрашиваемый может пользоваться записями, кроме доступа к сети.
39.7. Допрашиваемый приравнивается к задержанному, за исключением одного звонка. Адвокат допускается только при наличии договора.
39.8. Государственные служащие допрашиваются только следователями СК РФ или ФСБ РФ.
39.9. Протокол и видеозапись обязательны. При их отсутствии допрос признается незаконным.
39.10. Допрос проводится только в специально оборудованном помещении. Допускается допрос в судебном заседании.

Статья 40. Экспертиза и следователь-криминалист

40.1. Постановление о назначении экспертизы должно содержать:
1) основания назначения;​
2) ФИО эксперта или наименование учреждения;​
3) поставленные вопросы;​
4) материалы, передаваемые эксперту.​
40.2. Экспертизу проводят государственные и иные специалисты.
40.3. Экспертиза имеет рекомендательный характер, за исключением экспертиз следователя-криминалиста.
40.4. Основание для экспертизы — наличие неопределённости, устранимой специалистом.
40.5. Следователь-криминалист вправе сам проводить экспертизу по компетенции.

Статья 41. Заключение эксперта

41.1. Заключение должно содержать:
1) дату, место и время;​
2) основания;​
3) сведения о назначившем лице;​
4) данные об эксперте и учреждении;​
5) поставленные вопросы;​
6) объекты и материалы;​
7) методики и результаты;​
8) выводы и их обоснование.​
41.2. Илллюстрации и материалы прилагаются и являются частью заключения.
41.3. Эксперт вправе указать на иные важные обстоятельства.

Статья 42. Решение сотрудника прокуратуры по уголовному делу

42.1. Сотрудник прокуратуры в течение 24 часов после получения дела принимает одно из решений:
1) утверждает и направляет в суд;​
2) возвращает для доработки с письменными указаниями;​
3) применяет меры прокурорского реагирования.​
42.2. При сложности дела срок может быть продлён до 72 часов вышестоящим прокурором.
42.3. Возвращение дела может быть обжаловано следователем в течение 24 часов.

Статья 43. Направление уголовного дела в суд

43.1. После утверждения постановления прокуратура направляет дело в суд и уведомляет обвиняемого, защитника, потерпевшего с разъяснением права на предварительное слушание.
43.2. Копия постановления прикладывается к иску.

ЧАСТЬ III. СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Глава VIII. Судебное производство по уголовным делам

1748430145192

Статья 44. Полномочия судьи по поступившему в суд делу (иску)

44.1. По поступившему делу (иску) судья принимает одно из следующих решений:
1) о направлении уголовного дела по подсудности или отказе в его рассмотрении;​
2) о назначении предварительного слушания;​
3) о назначении судебного заседания.​
44.2. Решение судьи оформляется соответствующим документом (актом) согласно законодательству о судебной системе, в котором указываются:
1) дата и место вынесения документа (акта);​
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего документа (акта);​
3) основания принятого решения.​

Статья 45. Вызовы в судебное заседание

Судья дает распоряжение о вызове в судебное заседание лиц, указанных в его постановлении, а также принимает иные меры по подготовке судебного заседания.

Статья 46. Ходатайства

46.1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении или уголовном преступлении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
46.2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении или уголовном преступлении, в виде определения.

Статья 47. Принципы гласности при судебном разбирательстве

47.1. Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
47.2. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:
1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;​
2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет;​
3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;​
4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.​
47.3. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.
47.4. Уголовное дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства и с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Определение или постановление суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части.
47.5. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании.

Статья 48. Судебное следствие

48.1. Судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения - с изложения заявления частным обвинителем.
48.2. Председательствующий опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, признает ли он себя виновным и желает ли он или его защитник выразить свое отношение к предъявленному обвинению.

Статья 49. Порядок исследования доказательств

49.1. Очередность исследования доказательств определяется стороной, представляющей доказательства суду.
49.2. Первой представляет доказательства сторона обвинения. После исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства, представленные стороной защиты.
49.3. Допрос подсудимого проводится судом. С разрешения председательствующего подсудимый вправе давать показания в любой момент судебного следствия.
49.4. Если в уголовном деле участвует несколько подсудимых, то очередность представления ими доказательств определяется судом с учетом мнения сторон.
49.5. Потерпевший допрашивается в порядке судом, в случае если потерпевший присутствует.
49.6. Потерпевший с разрешения председательствующего может давать показания в любой момент судебного следствия.
49.7. Свидетели допрашиваются порознь и в отсутствие недопрошенных свидетелей.
49.8. Перед допросом председательствующий устанавливает личность свидетеля, выясняет его отношение к подсудимому и потерпевшему, разъясняет ему права, обязанности и ответственность, предусмотренные законодательства, о чем свидетель дает подписку, которая приобщается к протоколу судебного заседания.
49.9. Первой задает вопросы свидетелю та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Судья задает вопросы свидетелю после его допроса сторонами.
49.10. Допрошенные свидетели могут покинуть зал судебного заседания до окончания судебного следствия с разрешения председательствующего, который при этом учитывает мнение сторон.

Статья 50. Осмотр вещественных доказательств

50.1. Осмотр вещественных доказательств проводится в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, вправе обращать внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
50.2. Осмотр вещественных доказательств может проводиться судом по месту их нахождения.

Статья 51. Оглашение протоколов следственных действий и иных документов

51.1. Протоколы следственных действий, заключение эксперта, данное в ходе предварительного расследования, а также документы, приобщенные к уголовному делу или представленные в судебном заседании, могут быть на основании определения или постановления суда оглашены полностью или частично, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
51.2. Протоколы следственных действий, заключение эксперта и иные документы оглашаются стороной, которая ходатайствовала об их оглашении, либо судом.
51.3. Документы, представленные в судебное заседание сторонами или истребованные судом, могут быть на основании определения или постановления суда исследованы и приобщены к материалам уголовного дела.

Статья 52. Окончание судебного следствия

52.1. По окончании исследования представленных сторонами доказательств председательствующий опрашивает стороны, желают ли они дополнить судебное следствие. В случае заявления ходатайства о дополнении судебного следствия суд обсуждает его и принимает соответствующее решение.
52.2. После разрешения ходатайств и выполнения связанных с этим необходимых судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие оконченным.

Статья 53. Иные особенности ведения судебного заседания

53.1. Судебное заседание возглавляет председательствующий, то есть судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий дело единолично.
53.2. Судебное заседание, судебное следствие проводится также в соответствии с законодательством о судебной системе.

Статья 54. Содержание и порядок прений сторон

54.1. Прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника. При отсутствии защитника в прениях сторон участвует подсудимый.
54.2. Последовательность выступлений участников прений сторон устанавливается судом. При этом первым во всех случаях выступает обвинитель, а последними - подсудимый и его защитник. Гражданский ответчик и его представитель выступают в прениях сторон после гражданского истца и его представителя.
54.3. Участник прений сторон не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми.

Статья 55. Последнее слово подсудимого

55.1. После окончания прений сторон председательствующий предоставляет подсудимому последнее слово. Никакие вопросы к подсудимому во время его последнего слова не допускаются.

Статья 56. Возобновление судебного следствия

56.1. Если участники прений сторон или подсудимый в последнем слове сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, или заявят о необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства, то суд вправе возобновить судебное следствие. По окончании возобновленного судебного следствия суд вновь открывает прения сторон и предоставляет подсудимому последнее слово.

Статья 57. Удаление суда в совещательную комнату для постановления приговора

57.1. Заслушав последнее слово подсудимого, суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

Статья 58. Постановление приговора именем Российской Федерации

58.1. Суд постановляет приговор именем Российской Федерации.

Статья 59. Законность, обоснованность и справедливость приговора

59.1. Приговор суда должен быть законным, обоснованным, мотивированным и справедливым.
59.2. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона.

Статья 60. Обжалование решения суда, решения сотрудника правоохранительного органа

60.1. Решение сотрудника правоохранительного органа о привлечении лица к ответственности, предусмотренной Уголовным Кодексом Российской Федерации или Кодексом об административных правонарушениях обжалуются в судах первых инстанций.
60.2. Решения городских судов обжалуются в апелляционных судах.
60.3. Решения апелляционных судов обжалуются в Верховном суде Российской Федерации.
60.4. Решения Верховного суда Российской Федерации не подлежат обжалованию. Решения Верховного суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции подлежат пересмотру в соответствии с актами Конституционного суда Российской Федерации.
60.5. Право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, и его законному представителям.

Статья 61. Сроки апелляционного обжалования приговоров или иных судебных решений

61.1. Апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение семидесяти двух (72) часов с момента постановления приговора или вынесения иного решения суда.
61.2. В течение срока, установленного для обжалования судебного решения, уголовное дело не может быть истребовано из суда.
61.3. Апелляционные жалоба, представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения.

Статья 62. Основания отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке

62.1. Основаниями отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке являются:
1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции;​
2) существенное нарушение уголовно-процессуального закона;​
3) неправильное применение уголовного закона;​
4) несправедливость приговора;​
5) выявление обстоятельств, предусматривающих возвращение уголовного дела сотруднику прокуратуры.​

ЧАСТЬ IV. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава IX. Оперативно-розыскная деятельность

1748430145192

Статья 63. Об оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Кодекса (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 64. Право на проведения оперативно-розыскной деятельности

Право на проведение оперативно-розыскной деятельности имеют:
1) следователи СК России;​
2) сотрудники оперативно-следственных служб Федеральной службы безопасности;​
3) сотрудники оперативно-следственных отделов Федеральной службы исполнения наказаний (в пределах своей компетенции, установленных законодательством о исполнительной системе и в целях поиска и доставления лиц, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы);​
4) Сотрудники уголовного розыска органов внутренних дел;​

Статья 65. Осуществление оперативно-розыскной деятельности

65.1. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие виды оперативно-розыскной деятельности:
1) опрос (сбор фактической информации со слов опрашиваемого лица);​
2) наведение справок (официальные запросы в органы государственной власти);​
3) сбор образцов для дальнейших исследований;​
4) контрольная закупка и контролируемая поставка (разрешена только для сотрудников управлений «К» и «М» ФСБ России, СК России);​
5) исследование предметов и документов;​
6) скрытое наблюдение (наружное и внутреннее);​
7) установление личности;​
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;​
9) контроль почтовых отправлений и иных сообщений;​
10) прослушивание телефонных переговоров;​
11) снятие информации с технических каналов связи;​
12) оперативное внедрение;​
13) получение компьютерной информации, снятие записей с камер;​
14) деятельность по предупреждению и пресечению коррупции (разрешена только для управления «М» ФСБ России, СК России);​
65.2. При проведении оперативно-розыскной деятельности сотрудники Управлений «К» и «М» ФСБ России, обязаны находиться в маске, скрывающую личность и пользоваться жетонам, если иное не установлено приказом о проведении оперативно-розыскной деятельности.
65.3. При проведении оперативно-розыскной деятельности сотрудники управлений «М» ФСБ России, СК России, по части мероприятий по предупреждению и пресечению коррупции, не несут ответственность за совершение коррупционных преступлений. При проведении иной оперативно-розыскной деятельности сотрудники управлений «М» и «К» ФСБ России, СК России, по части мероприятий, предусмотренных приказом не несут ответственность за предусмотренные приказом о проведении оперативно-розыскных мероприятий действия, в случае если такой приказ был санкционирован прокурором.
65.4. Оперативно-розыскная деятельность инициируется приказом о проведении оперативно-розыскных мероприятий в письменной форме. Приказ о проведении оперативно-розыскных мероприятий может не публиковаться до проведения оперативно-розыскных мероприятий, однако после проведения оперативно-розыскных мероприятий соответствующий приказ должен быть опубликован и доступен к ознакомлению всеми участниками оперативно-розыскного мероприятия.
65.5. Приказ о проведении оперативно-розыскных мероприятий может предусматривать проведение только одного оперативно-розыскного мероприятия. Оперативно-розыскное мероприятие не может длиться более пяти (5) часов. Приказ о проведении оперативно-розыскных мероприятий должен быть подписан до начала проведения оперативно-розыскного мероприятия с указанием даты и времени подписания. Приказ о проведении оперативно-розыскных мероприятий должен содержать виды оперативно-розыскной деятельности, необходимые в целях проведения оперативно-розыскного мероприятия.
65.6. Приказ о проведении оперативно-розыскного мероприятия подписывается начальником регионального подразделения ФСБ России или его заместителем, начальником регионального подразделения ФСИН России или его заместителем, начальником регионального подразделения органов уголовного розыска МВД России или его заместителем.
65.7. Постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия подписывается руководителем следственного органа, следователем органов СК России, в рамках уголовного дела.
65.8. Руководитель следственного органа, следователь органов СК России вправе проводить мероприятия по оперативно-розыскной деятельности без подписания постановления о проведении оперативно-розыскной деятельности (если иное не предусмотрено для конкретного вида деятельности) в рамках проверки сообщения о преступлении, мероприятий по предупреждению и пресечению коррупции, уголовного дела.

Статья 66. Исследование предметов и документов

Исследование предметов и документов — это оперативно-розыскная деятельность, заключающееся в изучении предметов, документов, веществ и иных объектов, которые сохранили или могли сохранить на себе следы преступления, являлись или могли являться орудием совершения преступления или результатом преступной деятельности в целях выявления следов и орудий совершения преступлений и результатов преступной деятельности. При исследовании проводят определение принадлежности и отождествление биологических объектов; получение информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификация следов преступной деятельности; определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскного мероприятия.

Статья 67. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств заключается в визуальном осмотре объекта, а также осмотре компонентов и составных частей исследуемых объектов без нарушения конструктивной целостности. Под нарушением конструктивной целостности в настоящей статье понимается состояние нарушения функциональности объекта, то есть его поломка.

Статья 68. Контроль почтовых отправлений и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров

Контроль почтовых отправлений и иных сообщений заключается в просмотре письменной или иной зафиксированной на материальном носителе информации, связанной с сообщениями лиц.
Прослушивание телефонных переговоров заключается в получении и фиксации с помощью технических средств, в том числе технических средств прослушивания и отслеживания, и, передаваемой по линиям телефонной связи, или односторонних сообщений, в целях обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач оперативно-розыскного мероприятия.

Статья 69. Снятие информации с технических каналов связи

Снятие информации с технических каналов связи заключается в получении, преобразовании и фиксации с помощью технических средств различных видов сигналов, передаваемых по любым техническим каналам связи.

Статья 70. Контрольная закупка, контролируемая поставка

Контрольная закупка заключается в создании оперативниками ситуации, в которой под его оперативным контролем возмездно приобретаются товары или предметы без цели потребления или сбыта, а также услуги у лица (лиц) с целью получения информации о вероятной преступной деятельности.
Контролируемая поставка заключается в контролируемом обороте (перемещении) товаров, средств, веществ или предметов, прежде всего тех, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен, а также предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления с целью решения задач оперативно-розыскного мероприятия. Все товары, средства, вещества или иные предметы контролируемого оборота после завершения оперативно-розыскного мероприятия должны быть изъяты из контролируемого оборота.

Статья 71. Получение компьютерной информации, снятие записей с камер

Получение компьютерной информации, снятие записей с камер осуществляется с использованием возможностей оперативно-технических средств с целью копирования или изъятия сведений, содержащихся на жестком диске компьютера или на иных электронных носителях, связанных с компьютером или камерами наблюдения. Государственные органы и их должностные лица обязаны содействовать в получении компьютерной информации и снятии записей с камер. Государственные органы должны хранить записи с камер в течение семи (7) дней.

Статья 72. Деятельность по предупреждению и пресечению коррупции

Деятельность по предупреждению и пресечению коррупции заключаются в проверке на коррупционную причастность сотрудников государственных организаций или иных лиц. Таковыми мероприятиями признаются создание органом ситуации с дачей взятки должностному лицу, проверка надлежащего исполнения сотрудником государственной организации своих должностных обязанностей или иная деятельность с целью предупреждения и пресечения коррупции.



Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль
31 мая 2025 года
№ 74-ФКЗ
 
Последнее редактирование:
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Personalize

Верх Низ