ИНФОРМАЦИЯ Процессуальный Кодекс Российской Федерации

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Fantar

Fantar

Руководство Проекта
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 463
Реакции:1 672
Баллы:140
6496 34afec55c1f3f801aa774b4497f966b8
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Глава I. Действие процессуального законодательства во времени и пространстве

1735151339604

Статья 1. Процессуальное законодательство

Процессуальный кодекс - является единственным источником процессуального права, устанавливающий и регулирующий основные общественные отношения в области уголовного, административного делопроизводства и судопроизводства. Порядок делопроизводства и судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации. Настоящий Кодекс, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, органов исполнительной и законодательной, органов государственной власти, а также иных участников делопроизводства и судопроизводства.

Статья 2. Действие процессуального закона в пространстве

Производство по делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом. При производстве по делу применяется процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:
а) алиби - наличие объективных обстоятельств, свидетельствующих о непричастности обвиняемого или подозреваемого к преступлению;​
б) задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая правоохранительным органом, органом дознания, дознавателем, следователем на небольшой срок (не более 60 минут) с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;​
в) момент фактического задержания - момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления;​
г) неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;​
д) применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения;​
е) процессуальное действие - следственное, судебное или иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом;​
ж) розыскные меры - меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;​
з) делопроизводство - досудебное следствие по делу, проводимое органами следствия или правоохранительными органами;​
и) судопроизводство - судебное следствие по делу, проводимое судом в рамках рассмотрения дела;​
к) правоохранительные органы - правоохранительными органами в Российской Федерации являются следующие органы: органы внутренних дел, войска национальной гвардии, органы государственной безопасности (далее - ФСБ России), органы государственной охраны (далее - ФСО России), органы прокуратуры, органы следственного комитета (далее - СК России), органы уголовно-исполнительной системы (далее - ФСИН России);​
л) органы следствия и(или) дознания - органами следствия и дознания в Российской Федерации признаются подразделения органов внутренних дел (уголовный розыск), оперативно-следственная служба Федеральной службы безопасности (Управление "М" и Управление "К" ФСБ России), следственный комитет Российской Федерации, оперативно-следственные отделы Федеральной службы исполнения наказаний.​

Статья 4. Принципы используемые в настоящем Кодексе

4.1. Делопроизводство имеет своим назначением:​
а) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений;​
б) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.​
4.2. Делопроизводство осуществляется в разумный срок, любое дело должно быть рассмотрено и закрыто не более чем в течении 7 дней с момента поступления в производство, если иное не предусмотрено федеральными законами, актами судов.​
4.3. В ходе делопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника делопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья;​
4.4. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом. До принятия решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на небольшой срок (не более 60 минут);​
4.5. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях;​
4.6. Не допускается применение доказательств при принятии решения о виновности обвиняемого (задержанного), если данные доказательства были получены с нарушением норм настоящего Кодекса либо иных нормативно-правовых актов.​

Статья 5. Меры процессуального принуждения, уголовного, административного или иного воздействия

Меры уголовного, административного и иного воздействия применяемые к гражданам Российской Федерации:
а) вынесение предупреждения;​
б) штраф;​
в) задержание - мера лишения свободы на небольшой срок (не более 60 минут) с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;​
г) арест - мера лишения свободы с момента установления факта вины и начала содержания преступника в следственном изоляторе, камере предварительного заключения, исправительной колонии;​
д) иные меры, предусмотренные уголовным и административным законодательством.​

Глава II. Меры процессуального принуждения

1735151339604

Статья 6. Задержание

6.1. Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, носящая внесудебный характер и не являющаяся наказанием, применяемая правоохранительным органом на небольшой срок (не более 60 минут) с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;​
6.2. Лицо может быть задержано только в случае наличия доказательной базы в сторону лица в совершении правонарушения или преступления за совершение которого предусмотрено наказание согласно федеральному закону.​

Статья 7. Основания для задержания

7.1. Сотрудники правоохранительных органов, правоохранительный орган вправе задержать лицо, совершившее правонарушение или по подозрению в совершении правонарушения, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста или лишения свободы (ареста), при наличии одного из следующих оснований:​
а) когда это лицо застигнуто при совершении правонарушения или непосредственно после его совершения (только в случае если наказание предусматривает арест);​
б) когда потерпевшие или очевидцы в количестве 3-х и более человек укажут на данное лицо как на совершившее правонарушение (только в случае если наказание предусматривает арест);​
в) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы правонарушения (только в случае если наказание предусматривает арест);​
г) - утратил силу;​
д) разрешено задержание с целью установления личности гражданина в случае, если личность скрывает лицо и отказывается устранить предмет мешающий рассмотреть лицо и отказывается предоставить документ удостоверяющий личность;​
е) согласно статье 67 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в случае если лицо не оплатило переданный сотрудником ему протокол с административным штрафом в течение 35 секунд после непосредственной передачи или попытки передачи протокола сотрудником;​
ж) в случае наличия лица в розыске. В таком случае задержание происходит согласно выданному по СПРП розыску;​
з) когда есть видеофиксация совершенного правонарушение, мерой пресечения которого является арест или административный арест, данным лицом, которая предоставлена свидетелем;​
и) если имеется ориентировка на данное лицо или на транспортное средство, размещенная посредством рации государственных структур.​
7.2. Разрешается задержание лица с целью установления личности гражданина в порядке пункта “д” части 1 настоящей статьи, после чего сотрудник обязан составить административный протокол и вынести наказание в соответствии с федеральным законом, в случае если лицо не подозревается в совершении преступления предусматривающих лишение свободы, сотрудник обязан отпустить задержанное лицо.​
7.3. Система приоритезации розыска преступников (также - СПРП) - единая система классификации преступлений и правонарушений, основанная на их тяжести и опасности по отношению к личности, обществу и государству.​

Статья 8. Права задержанного

8.1. Задержанный обладает следующими правами:​
а) не свидетельствовать против себя самого (ст. 38 Конституции Российской Федерации);​
б) требовать предоставления ему государственного адвоката, в случае его наличия на рабочем месте;​
в) требовать присутствия адвоката рядом в помещениях следственного изолятора, камерах предварительного заключения, исправительного учреждения;​
г) требовать предоставить возможность провести консультацию с адвокатом не превышающую 5 минут;​
д) требовать предоставить возможность провести один (1) телефонный звонок любому лицу на выбор задержанного, не превышающий двух (2) минут.​
8.2. Права задержанного реализуются в процессе задержания и в процессе ареста до перехода к процессуальному действию - разъяснения причины ареста, если поступил соответствующий запрос или просьба от гражданина на реализацию своего права.​

Статья 9. Реализация прав задержанного

9.1. Права задержанного реализуются последовательно. Право задержанного на предоставление ему государственного адвоката реализуется в камерах предварительного заключения. Иные права задержанного, регламентированные статьей 8 настоящего Кодекса за исключением права, установленного пунктом "а" статьи 8 настоящего Кодекса реализуются также в помещениях следственного изолятора, камерах предварительного заключения, исправительного учреждения.​
9.2. В целях реализации права на предоставление государственного адвоката в случае запроса такого права задержанным, сотрудник обязан сообщить в общую рацию государственных организаций и вызвать на связь государственного адвоката. В таком случае процессуальные действия приостанавливаются. Если ответа государственного адвоката не поступает в течение пяти (5) минут, сотрудник возобновляет процессуальные действия. Если ответ государственного адвоката поступил, государственный адвокат обязан в течении пяти (5) минут добраться до места проведения процессуальных действий указанное сотрудником, на это время процессуальные действия также приостанавливаются, затем возобновляются по прибытии государственного адвоката, процессуальные действия возобновляются по прошествии пяти (5) минут ожидания адвоката, если он не прибыл.​
9.3. Право на телефонный звонок реализуется следующим образом: сотрудник обязан ослабить хват наручников, отстегнуть одно кольцо наручников от задержанного и пристегнуть его (кольцо) к руке самого сотрудника либо к клетке камеры или иного предмета. Время телефонного звонка начинается с момента, когда у задержанного отстегнута от кольца наручника одна рука. Время телефонного звонка идет даже, если задержанный никому не звонит и не использует телефон.​
9.4. Право на конфиденциальную беседу реализуется следующим образом: сотрудник обязан отвести задержанного в помещение, обеспечивающее конфиденциальную беседу, а затем покинуть его, оставив адвоката наедине с задержанным. Время конфиденциальной беседы начинается с момента выхода сотрудника из помещения, где проводится конфиденциальная беседа. Сотрудник вправе самостоятельно выбирать таковое помещение поблизости.​
9.5. В случае отказа задержанного от предоставления ему какого-либо права, прозвучавшее в устной форме, такое право повторно не предоставляется.​
В случае, если государственный адвокат, запрошенный в установленном порядке, не прибыл на место проведения процессуальных действий в установленный срок, то право задержанного на предоставление государственного адвоката считается реализованным.​

Статья 10. Порядок проведения задержания

10.1. Сотрудники правоохранительных органов проводят задержание в свободном порядке, задержание предусматривает следующие обязательные действия при задержании:​
а) применить специальные средства (шокер, наручники);​
б) идентифицировать себя, предоставить жетон или служебное удостоверение;​
в) огласить перечень статей инкриминируемых задерживаемому;​
г) произвести личный обыск с целью установления факта отсутствия или наличия у задерживаемого нелегальных предметов, в случае их обнаружения инкриминируется статья соответствующая характеру найденного предмета;​
д) доставить гражданина в орган следствия или дознания, правоохранительный орган;​
Процесс задержания после выполнения и производства всех действий предусмотренных пунктами "а" - "д" части первой настоящей статьи заканчивается переходом к аресту в случае установления факта вины в соответствии с настоящим Кодексом, в случае установления факта невиновности - сотрудник обязан отпустить лицо.​
10.2. В рамках проведения задержания сотрудник правоохранительного органа вправе провести дознание или административное расследование в целях установления всех обстоятельств совершения преступления или административного правонарушения.​
10.3. Порядок задержания сотрудника государственной организации, помимо действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, включает следующие действия:​
а) вызов сотрудников СК России, сотрудников органов прокуратуры, представитель руководства задержанного - время ожидания ответа сотрудников пять (5) минут, время ожидания приезда указанных в настоящем пункте лиц составляет (10) десять минут.​
б) в случае, если лица, указанные в пункте "а" части третьей настоящей статьи не прибыли в течение десяти (10) минут после ответа или не ответили в установленное время, продолжить процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом и передать дело о преступлении в органы СК России, в случае установления факта невиновности - отпустить лицо;​
в) в случае прибытия лиц, указанных в пункте "а" части второй настоящей статьи, предоставить все материалы и обстоятельства уголовного дела или дела об административном правонарушении уполномоченному сотруднику органов СК России, органов прокуратуры.​
10.4. Сотрудник, а равно бывший сотрудник, обязан хранить видеофиксацию с персональной служебной камеры сотрудника совершения лицом противоправных действий, а также дальнейшие совершаемые над задержанным лицом процессуальные действия, оперативно-розыскные мероприятия и порядок задержания в течении семидесяти двух (72) часов, начиная с момента окончания процессуальных действий.​
10.5. Сотрудник, а равно бывший сотрудник, проводивший процессуальные действия, обязан предоставить видеофиксацию с персональной служебной камеры сотрудника совершения задержанным лицом противоправных действий, а также дальнейшие совершаемые над ним процессуальные действия, оперативно-розыскные мероприятия и порядок задержания, в случае поступления соответствующего запроса от уполномоченных органов. Сотрудник, а равно бывший сотрудник, обязан хранить видеофиксацию с персональной служебной камеры до вынесения решения по результам проверки или передачи материалов сотрудникам уполномоченных органов.​

Статья 11. Допуск на место проведения процессуальных действий

11.1. Не допускается присутствие посторонних во время проведения процессуальных действий. Сотрудники производящие задержание имеют право требовать покинуть территорию проведения процессуальных действий и отойти на 10 шагов или покинуть помещение, в случае если задержание происходит в помещении. Свободный проход на территорию проведения процессуальных действий допускается для субъектов процессуальных действий. Субъекты процессуальных действий:​
а) сотрудник, проводящий процессуальные действия или сотрудники при исполнении служебных обязанностей проводящие процессуальные действия (оперативная группа);​
б) задерживаемый или задерживаемые;​
в) адвокат и его помощник, имеющие удостоверение палаты адвокатов, прибывший по вызову сотрудника или задержанного;​
Примечание:
Помощник адвоката не имеет право в любой форме вмешиваться в процессуальные действия. В случае такого вмешательства, сотрудник государственной структуры имеет право потребовать помощника адвоката покинуть место проведения процессуальных действий.​
г) сотрудники СК России, ФСБ России, прокуратуры если были вызваны в случае задержания государственного служащего;​
д) не более одного представителя органов прокуратуры, вне зависимости от ситуации имеют право присутствовать и наблюдать за задержанием;​
е) не более одного представителя органов СК России, вне зависимости от ситуации имеют право присутствовать и наблюдать за задержанием;​
ж) представитель руководства организации задержанного, если тот является работником государственной организации (даже после увольнения работника при задержании);​
з) не более одного представителя органов Управления М ФСБ России, вне зависимости от ситуации имеют право присутствовать и наблюдать за задержанием - представитель Управления М ФСБ России должен находится без сокрытия личности и предъявлять удостоверению по запросу или в случае обращения к нему граждан и иных лиц;​
и) сотрудник правоохранительного органа, передавший задержание в соответствии с настоящим Кодексом имеет право присутствовать и наблюдать за задержанием.​
11.2. Для целей обеспечения доступа к процессуальным действиям указанные в части первой настоящей статьи лица имеют право проходить на закрытые и охраняемые территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о закрытых и охраняемых территориях на время проведения процессуальных действий. Сотрудники органов СК России, прокуратуры, Управления М ФСБ России вправе находится на территории камер предварительного заключения, допросных в подразделениях правоохранительных органах, заходя на закрытую территорию (не более одного сотрудника от каждого из органов вправе находится постоянно, даже при отсутствии процессуальных действий с целью осуществления наблюдения (надзора - прокуратура)).​
11.3. В случае наличия приказа (постановления) о проведении оперативно-розыскных (следственных) действий, проведения процессуальных действий ограничения по численности установленные частью 2 настоящей статьи не распространяются.

Статья 12. Особенности проведения задержания работников государственных органов

12.1. Правом на задержания государственного служащего при исполнении служебных обязанностей обладают сотрудники СК России, ФСБ России, в случае совершения государственным служащим при исполнении служебных обязанностей преступлений, перечень которых установлен частью второй настоящей статьи, а также иные сотрудники при наличии соответствующего решения уполномоченного представителя прокуратуры с его личным присутствием. Любой сотрудник правоохранительного органа вправе задержать государственного служащего при исполнении служебных обязанностей, с дальнейшей его передачей сотрудникам СК России, ФСБ России или прокуратуре, если он открыл огонь по гражданами или иным лицам без веской на то причины, применил специальные средства без законных на то оснований. Если сотрудники СК России, ФСБ России или прокуратуры отсутствуют и передача такого задержанного невозможна, сотрудник вправе самостоятельно продолжить процессуальные действия с последующей передачей уголовного дела (личного дела) в органы СК России.​
12.2. Сотрудник, а равно работник, государственного органа при исполнении служебных обязанностей может быть задержан сотрудниками органов СК России, органов ФСБ России (без судебного решения) в случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 37, 38, 40, 41, 42, 46, 47, 49, 53 - 60, 61, 62, частями 4, 6 статьи 63, статьями 64, 64-1, частью 1 статьи 64, 67, часть 5 статьи 68, 70, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, частями 1, 3, 4 статьи 80, 87, 88-1, 89, 90, 92, 94 Уголовного кодекса Российской Федерации. В иных случаях сотрудник правоохранительного органа, выявивший преступления обязан составить рапорт с приложением доказательств на имя прокурора субъекта Российской Федерации, руководителя следственного органа СК России по субъекту или обратиться с исковым заявлением согласно подсудности.​
12.3. Сотрудник, а равно работник, государственного органа при исполнении служебных обязанностей может быть задержан сотрудником правоохранительного органа в случае, если он открыл огонь по гражданами или иным лицам без веской на то причины, применил специальные средства без законных на то оснований или в случае совершения им хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 37, 55, 78 Уголовного Кодекса Российской Федерации с дальнейшей его передачей сотрудникам СК России, ФСБ России или прокуратуре. Если сотрудники органов СК России, органов ФСБ России или органов прокуратуры отсутствуют и передача такого задержанного невозможна, сотрудник вправе самостоятельно продолжить процессуальные действия с передачей уголовного дела (личного дела) в органы СК России.​
12.4. Задержание порядком, предусмотренным настоящей статьей, осуществляется только при сообщении задержанного о том, что он является государственным служащим с имеющимся на то основаниями (наличие жетона или служебного удостоверения, доступа в рацию на общей частоте государственных структур).​
В случае, если сотрудник государственного органа находящийся не при исполнении служебных обязанностей был задержан, он обязан сообщить об этом сотруднику правоохранительного органа, производящего задержание. Сотрудник, производящий задержание обязан сверить личные данные задержанного лица с базой данных государственных организаций. В случае, если задержан сотрудник государственного органа находящийся не при исполнении служебных обязанностей, сотрудник правоохранительного органа, производящий задержание, обязан вызвать в соответствии с частью третьей статьи 10 уполномоченных лиц. Решения в отношении такового задержанного принимаются в соответствии с частью шестой настоящей статьи.​
12.5. В случае, если работник государственного органа совершил (как при исполнении, так и не при исполнении служебных обязанностей) хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 37, 38, 39, 40, 41, 42, 46, 47, частью 2 статьи 49, 53 - 60, частью 3 статьи 62, статьей 63, статьями 64, 64-1, частью 1 статьи 64, 67, частью 5 статьи 68, 69 - 75, частью 3 статьи 76, частью 3 статьи 77, 79, частями 2 статьи 80, 87, 88-1, 89, 90, 92 Уголовного Кодекса Российской Федерации, работник подлежит увольнению. В иных случаях увольнение при проведении задержания и ареста не допускается кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей, сотрудник государственного органа подлежит уголовной ответственности в виде уголовного штрафа, если уголовный штраф предусмотрен статьей Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации, в случае отказа от уплаты штрафа применяется иные виды уголовной ответственности, предусмотренные статьей Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации. Уголовный штраф оплачивается сотруднику правоохранительного органа, инициировавшему задержание. В случае привлечения к уголовной ответственности в виде лишения свободы ввиду отказа от уплаты уголовного штрафа, работник государственного органа подлежит увольнению.​
12.6. В отношении сотрудника государственной организации выносит решение представитель органов СК России (представитель органов прокуратуры в отсутствии представителя органов СК России). В присутствии сотрудника органов прокуратуры решение вступает в силу после утверждения сотрудником органов прокуратуры. Представитель руководства задержанного обязан осуществить увольнение задержанного, если это предусмотрено решением уполномоченного сотрудника, принятого в соответствии с настоящим Кодексом. В случае если сотрудник органов прокуратуры не утверждает решение представителя СК России задержанный отпускается до судебного заседания, а сотрудник органов прокуратуры обязывает представителя следственного комитета сформировать дело и передать его в суд.​

Статья 13. Полномочия субъектов процессуальных действий в рамках задержания и ареста (без судебного решения)

13.1. Сотрудник правоохранительного органа, проводящий задержание в соответствии с настоящим Кодексом, выносит решение в отношении задержанного в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Сотрудник правоохранительного органа, вынесший решение об аресте задержанного, заполняет личное дело задержанного с указанием статей Уголовного Кодекса или Кодекса об административных правонарушений, по которым осуществляется арест. Сотрудник правоохранительного органа, проводящий задержание не выносит решение в отношении задержанного в случае, если таковое решение выносит уполномоченный сотрудник органов СК России или прокуратуры в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.​
13.2. Задержание и арест производится сотрудниками любого правоохранительного органа (без судебного решения) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 37 - 49, 54, 56 - 68, 70, 86, 87, 89, 90 - 94 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Уголовный штраф (без судебного решение) назначается сотрудниками любого правоохранительного органа (без судебного решения) по итогу задержания в случае, если вынесено решение уполномоченным сотрудником о назначении уголовного штрафа вместо ареста: допускается замена наказания в виде лишения свободы на уголовный штраф (если он предусмотрен соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации) на усмотрение сотрудника, инициировавшего задержание или сотрудника прокуратуры, вынесшего решение (сотрудника СК России, вынесшего решение в отношении работника государственных организаций), иной порядок назначения уголовного штрафа предусматривается частью пятой статьи 12 настоящего Кодекса. Допускается привлечение лица к уголовной ответственности в виде уголовного штрафа без инициации задержания сотрудниками органов СК России, ФСБ России, прокуратуры по уголовным статьям, перечень которых определен частью второй статьи 12 настоящего Кодекса, в случае отказа лица оплатить штраф инициируется задержание в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.​
13.3. Задержание с дальнейшей передачей задержанного сотрудникам органов ФСБ России производится сотрудниками любого правоохранительного органа производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 53, 55, 72, 73, 74, 75, 78 Уголовного Кодекса Российской Федерации.​
13.4. Для передачи задержанного, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, сотрудник правоохранительного органа обязан вызвать на частоте государственных структур сотрудников органов ФСБ России. Время ожидания ответа составляет пять (5) минут, время ожидания прибытия составляет пять (5) минут. В случае отсутствия ответа или не прибытия в указанное время сотрудник правоохранительного органа вправе продолжить процессуальные действия с дальнейшей передачей уголовного дела (личного дела) в органы ФСБ России.​
13.5. Сотрудники правоохранительного органов для проведения задержания или иных процессуальных действий вправе организовывать оперативные группы. В оперативной группе выделяется сотрудник, инициировавший задержание в отношении лица, а также сотрудники осуществляющие вспомогательные функции, в том числе и взаимодействие с иными субъектами процессуальных действий. В отношении задержанного лица выносит решение сотрудник, инициировавший задержание.​
13.6. Сотрудник органов СК России в рамках задержания в отношении лиц, кроме задержаний, порядок и особенности проведения которых, установлен частью третьей статьи 10 настоящего Кодекса и статьей 12 настоящего Кодекса, дает правовую оценку о наличии оснований для задержания. В случае отсутствия оснований для задержания, установленного сотрудником органов СК России, задержание прекращается на основаниях и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Полномочия сотрудников органов СК России в рамках задержания сотрудников государственных организации определяются в соответствии с настоящим Кодексом.​
13.7. Сотрудник органов прокуратуры в рамках задержания в отношении любых лиц дает правовую оценку соответствию оснований задержания. В случае отсутствия оснований для задержания, установленного сотрудником органов прокуратуры, задержание прекращается на основаниях и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Сотрудник органов прокуратуры вправе вынести решение в отношении задержанного лица, в таком случае сотрудник, проводящий задержание или сотрудник, инициировавший задержание не выносит решение в отношении задержанного лица и не несет ответственности за принятое сотрудником органов прокуратуры решении. В целях вынесения решения сотрудник органов прокуратуры вправе требовать предоставления всех материалов дела, а также записей, доказательств совершения правонарушений. Сотрудник правоохранительного органа, проводящий задержание или сотрудник, инициировавший задержание, обязан предоставить необходимые материалы в соответствии с требованием прокурора, если предоставление таких материалов возможно.​
13.8. Государственный адвокат вправе запросить видеофиксацию совершения своим подзащитным действий, которые послужили основанием для осуществления задержания сотрудником правоохранительного органа. Государственный адвокат вправе осуществить вызов сотрудника органов СК России в случае, если есть достаточные основания полагать, что задержание инициировано без установленных настоящим Кодексом оснований. Государственный адвокат уведомляет сотрудника правоохранительного органа, производящего задержание, о вызове сотрудника органов СК России, вызов производится через общую частоту государственных структур. Время на ответ сотрудника органов СК России составляет пять (5) минут, время ожидания прибытия составляет пять (5) минут. На время ожидания ответа и прибытия процессуальные действия останавливаются. В случае отсутствия ответа или не прибытия в указанное время сотрудник правоохранительного органа продолжает процессуальные действия.​
13.9. В целях производства задержания сотрудники органов СК России, прокуратуры, ФСБ России (в том числе в сопровождении оперативной группы в виде силовых подразделений ФСБ России, органов внутренних дел, войск национальной гвардии) вправе проходить на закрытые территории путем выдачи единовременного пропуска руководителем региональных органов СК России, прокуратуры, ФСБ России в виде приказа (для органов СК России, прокуратуры, постановления) о проведении оперативно-розыскной деятельности. Сотрудники органов СК России также вправе беспрепятственно проходить на закрытые территории в рамках ведения уголовного дела. По запросу органов прокуратуры, суда сотрудник обязан предоставить соответствующее уголовное дело.​

Статья 13-1. Дознание

13-1.1. Дознание производится сотрудниками правоохранительных органов при задержании по необходимости.​
13-1.2. На время проведения дознания процессуальный час приостанавливается. Время дознания не может превышать пятнадцати (15) минут.​
13-1.3. При производстве дознания может быть произведен опрос при дознании, время которого не может превышать пятнадцати (15) минут. Сотрудник правоохранительного органа обязан вести запись процесса опроса при дознании.​

Статья 14. Основания для окончания задержания и освобождения

14.1. Основаниями для окончания задержания и освобождения являются:​
а) недостаточно доказательств для установления факта вины лица;​
б) не предусмотрено наказания в виде лишения свободы, в случае если правонарушение или преступление было доказано;​
в) истек срок максимально допустимого настоящим Кодексом времени задержания.​
14.2. Время задержания останавливается на момент проведения допроса, ожидания адвоката, представителя руководства организации, или по иным причинам если процессуальные действия были остановлены (приостановлены) или процессуальные действия не могут быть продолжены сотрудником. Сотрудник не имеет право останавливать процессуальные действия без объективных причин и законного основания.​

Статья 15. Доказательства и доступ к доказательствам

15.1. Сотрудник, производящий задержание, обязан назвать адвокату прибывшему по вызову инкриминируемые задержанному статьи. Сотрудник, производящий задержание, обязан предоставить государственному адвокату, оказывающему защиту задержанному лицу, видеофиксацию совершения лицом противоправных действий по запросу адвоката.​
15.2. Сотрудник, производящий задержание, обязан назвать сотруднику органов СК России, органов прокуратуры инкриминируемые задержанному статьи. Сотрудник, производящий задержание, обязан предоставить сотруднику органов СК России или органов прокуратуры полную видеофиксацию совершения лицом противоправных действий, а также дальнейшие совершаемые над задержанным лицом процессуальные действия, оперативно-розыскные мероприятия и порядок задержания по запросу соответствующего сотрудника. В случае такового запроса от сотрудника органов СК России, сотрудник органов СК России обязан дать правовую оценку о наличии оснований для задержания и в случае их отсутствия принять меры по прекращению задержания в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В случае такового запроса от сотрудника органов прокуратуры, сотрудник органа прокуратуры обязан вынести решение в отношении задержанного лица.​
15.3. В случаях, установленных частью третьей статьи 10 и статьей 12 настоящего Кодекса, сотрудник, производящий задержание, обязан предоставить руководству задержанного сотрудника государственной организации видеофиксацию совершения лицом противоправных действий по запросу руководства.​
15.4. Сотрудник обязан предоставить суду полную видеофиксацию совершения лицом противоправных действий, а также дальнейшие совершаемые над задержанным лицом процессуальные действия, оперативно-розыскные мероприятия и порядок задержания согласно судебному акту.​
15.5. После окончания процессуальных действий сотрудник правоохранительных органов предоставляет видеофиксацию совершения лицом противоправных действий, а также дальнейшие совершаемые над задержанным лицом процессуальные действия, оперативно-розыскные мероприятия и порядок задержания в отношении задержанного сотрудником лица по запросу органов СК России, органов прокуратуры не позднее семидесяти двух (72) часов с момента окончания процессуальных действий.​
После окончания процессуальных действий сотрудник правоохранительных органов предоставляет видеофиксацию совершения лицом противоправных действий в отношении задержанного сотрудником лица по запросу государственного адвоката, осуществляющего защиту лица, руководства задержанного сотрудником лица не позднее двадцати четырех (24) часов с момента окончания процессуальных действий.​
15.6. Доступ к доказательствам определяется только настоящей статьей. Доступ к доказательствам имеют уполномоченные лица в соответствии с настоящей статьей. Уполномоченные лица и органы вправе получить доступ к соответствующим доказательствам как по устному запросу, так и по письменному запросу.​

Статья 16. Задержание и арест сотрудниками оперативно-следственной службы при сокрытии причастности к Федеральной службе безопасности

16.1. Сотрудники Первой оперативно-следственной службы Федеральной службы безопасности (Управления М ФСБ России) при сокрытии причастности к Федеральной службе безопасности вправе проводить задержание и последующий арест, а также иные процессуальные действия, связанные с задержанием и арестом только в случае совершения лицом преступлений, предусмотренных статьями 37, 38, 39, 40, 41, 46, 47, 53, 55, частями 3, 4, 5, 6, 7 статьи 63, статьями 64, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 78, 79, 80, статьями 81, 87, 89, 90, 93, 94 Уголовного Кодекса Российской Федерации.​
16.2. В рамках оперативно-розыскной деятельности, проводимой в соответствии с настоящим Кодексом, сотрудники Второй оперативно-следственной службы Федеральной службы безопасности (Управление К ФСБ России) при сокрытии причастности к Федеральной службе безопасности вправе проводить задержание и последующий арест, а также иные процессуальные действия, связанные с задержанием и арестом в случае совершения лицом преступлений, предусмотренных статьями 37, 38, 39, 63, 64, 64-1, 89, 90 Уголовного Кодекса Российской Федерации.​

Статья 17. Статус неприкосновенности

Проведение задержания лица обладающего статусом неприкосновенности не допускается в случае если лицом не было совершено хотя бы одного преступления, предусмотренных статьей 37, 38, статьями 70, 71, 73, 89, 90 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В случае совершения лицом обладающим статусом неприкосновенности правонарушения или преступления, предусмотренного иными статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации, сотрудник обязан зафиксировать данное деяние и предоставить полную видеофиксацию с персональной служебной камеры сотрудника совершения лицом обладающим статусом неприкосновенности противоправных действий лично в формате рапорта на имя руководителя руководителя следственного управления СК России или прокурору субъекта Российской Федерации.

Статья 18. Арест

18.1. Арест - мера лишения свободы с момента установления факта вины и начала содержания преступника в следственном изоляторе, камере предварительного заключения, исправительной колонии. В случае установления в ходе следственных действий в момент задержания факта вины лица в совершении преступления предусматривающего наказание в виде лишения свободы настоящим Кодексом, сотрудник производящий арест обязан уведомить лицо подлежащее аресту и иных субъектов задержания об этом и разъяснить причину ареста.​
18.2. Порядок проведения ареста:​
а) уведомить лицо подлежащее аресту и иных субъектов задержания об этом и разъяснить причину ареста;​
б) произвести личный обыск c целью обнаружения и конфискации нелегальных предметов;​
в) произвести арест лица на срок установленный за соответствующее преступление настоящим Кодексом, заполнив данные в личном деле.​
18.3. Протокол ареста должен содержать статьи или части статьи, по которым лицо было подвергнуто уголовной или административной ответственности с указанием Кодекса.​

Статья 19. Личный обыск

19.1. Личный обыск - подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном настоящим Кодексом. Основанием производства личного обыска задержанного является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для установления факта вины или невиновности лица. Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится личный обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для установления факта вины или невиновности лица.​
19.2. Разрешается конфискация всех видов холодного и огнестрельного оружия (не изымается оружие разрешенное к обороту согласно федеральному закону при наличии соответствующей лицензии), персональных средств защиты в соответствие с действующим законодательством, наркосодержащие препараты и вещества, компоненты для производства наркосодержащих препаратов и веществ, компоненты которые могут быть использованы для производства оружия или боеприпасов. Конфискованные предметы должны упаковываться соответствующим образом в специальные пакеты зиплок.​
19.3. Личный обыск проводится при задержании, при аресте, а также на основании и в порядке предусмотренном законодательством о чрезвычайном и военном положениях, режиме контртеррористической операции. Личный обыск также может производиться на добровольной основе при проходе на закрытую территорию лицом. При отказе от такого добровольного личного обыска лицу вправе отказать в допуске к закрытой территории.​

Статья 20. Обыск жилища и транспортного средства

20.1. Проведение обыска жилища или обыска транспортного средства допускается при наличии ордера о проведении обыска жилища или обыска транспортного средства за подписью следователя в рамках делопроизводства или при наличии ордера суда.​
20.2. Проведение обыска транспортного средства не требует соответствующего ордера допускается в случае:​
а) наличие гражданина в зоне в которой введено чрезвычайное или военное положение, режим контртеррористической операции;​
б) в случае совершения нарушения правил дорожного движения;​
в) в случае наличия транспортного средства в зоне совершения преступления;​
г) в случае проведения оперативных мероприятий Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее - ГИБДД) за подписью начальника (заместителя начальника) регионального подразделения ГИБДД и контрассигнации соответствующего акта министром внутренних дел Российской Федерации, в его отсутствие Председателем Правительства Российской Федерации;​
д) в случае проведения оперативных мероприятий или оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ФСБ России за подписью начальника Управления «М» регионального подразделения ФСБ России, заместителя начальника регионального подразделения ФСБ России или начальника регионального подразделения ФСБ России.​
е) в случае проезда на территорию подлежащую государственной охране.​

Статья 21. Законное требование

21.1. Перед выдвижением законного требования сотрудник обязан предъявить служебное удостоверение сотрудника или иным порядком представиться в случае, если это предусмотрено законодательством.​
21.2. Законное требование или распоряжение - это требование, основанное на нормативных правовых актах, выраженное в устной или письменной форме.​

Статья 22. Передача процессуальных действий

В случаях, если сотрудник по объективным причинам не может или не уполномочен продолжать задержание, он обязан передать его уполномоченному сотруднику с подробным изложением всех известных ему обстоятельств, передачей видеоматериалов по нарушению задерживаемого.

Статья 23. Отстранение государственного служащего от занимаемой должности

Отстранение работника государственной организации от занимаемой должности производит сотрудник органов СК России в рамках ведения делопроизводства, сотрудник органов прокуратуры или суд. Отстранение работника государственной организации от занимаемой должности допускается только по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации. Срок отстранения работника государственной организации определяется трудовым законодательством Российской Федерации.

Глава III. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов

1735151339604

Статья 24. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

24.1. Сотрудник правоохранительного органа имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.​
24.2. Перечень состоящих на вооружении правоохранительных органов специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации.​
24.3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник правоохранительного органа при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также применять иное не состоящее на вооружении правоохранительного органа оружие.​
24.4. Превышение сотрудником правоохранительного органа полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.​
24.5. Сотрудник правоохранительного органа не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств, служебного транспорта, огнестрельного оружия или иных средств, если такое осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом и другими федеральными законами.​

Статья 25. Применение специальных средств и вооружения

25.1. Сотрудник правоохранительных органов имеет право на применения всего доступного у него спектра специального снаряжения и вооружения, в том числе и огнестрельного для защиты жизни и здоровья, своего и граждан от посягательств. В равнозначной мере по степени угрозы представляемой жизни и здоровью. В случае применения огнестрельного оружия, сотрудник применивший его обязан вызвать бригаду скорой медицинской помощи для оказания необходимой медицинской помощи или по возможности оказать ее самому.​
25.2. Применение огнестрельного оружия против невооруженного правонарушителя допускается после исчерпания или невозможности применения всех иных установленных законом средств принуждения в виде двух предупреждений о намерении использовать огнестрельное оружие или применении спецсредств. Сотрудник обязан предупредить о намерении открыть огонь на поражение и сделать предупредительный выстрел в воздух, а при открытии огня - стремится к поражению частей тела ранения в которые не повлекут тяжкого вреда здоровью. В случае явной угрозы жизни или здоровью человека и гражданина разрешается применение огнестрельного оружия без предупреждения.​

Статья 26. Табельное оружие

Сотруднику правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей запрещается использовать личное, не-табельное, холодное или огнестрельное оружие. Сотрудник правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей имеет право на использование специальных средств к которым относятся: шокер, наручники, резиновая дубинка.


Глава VII. Осуществление надзора за безопасностью дорожного движения

1735151339604

Статья 56. Причины остановки транспортных средств

Перечень причин остановки транспортных средств:
а) нарушение уголовного или административного законодательства, в любом его проявлении;​
б) нарушение правил дорожного движения, в любом его проявлении;​
в) проверка документов.​

Статья 57. Порядок остановки транспортных средств

57.1. Порядок остановки гражданских лиц, на транспортных средствах (также - ТС), уполномоченными представителями ГИБДД или, в некоторых ситуациях, сотрудниками правоохранительных органов на служебных патрульных автомобилях:​
а) включить систему оповещения специальными сигналами;​
б) в рупор сообщить марку, цвет и номер машины, а также требования, водителю которой надлежит выполнить требования. При невозможности установить марку, и номер машины - необходимо назвать цвет транспортного средства;​
в) в случае остановки транспортного средства, продолжить процессуальные действия, согласно настоящему Кодексу;​
г) в случае игнорирования водителем транспортного средства, требований сообщенных в рупор, продолжить процессуальные действия в отношении водителя и его транспортного средства, применить все имеющиеся в наличии силы и средства для остановки преступника.​
57.2. Разрешается применение огнестрельного оружия для остановки транспортного средства. В случае невозможности остановить транспортное средство, разрешается открыть огонь на поражение.​
57.3. Остановка транспортных средств, сотрудником ГИБДД, находящимся вне служебного автомобиля происходит согласно Правилам дорожного движения.​

Статья 58. Процессуальные действия сотрудников ГИБДД

58.1. При обращении к водителю уполномоченный сотрудник ГИБДД: называет свои должность, звание, фамилию, служебное удостоверение предоставляет после выхода водителя из транспортного средства.​
58.2. Процессуальные действия уполномоченных представителей ГИБДД:​
а) подойти к транспортному средства, назвать свою должность, звание, фамилию;​
б) донести до водителя требование выйти из транспортного средства. Водитель обязан выйти из транспортного средства;​
в) в случае выполнения пункта б, показать документ/предмет, удостоверяющий личность/принадлежность, сообщить причину остановки, продолжить процессуальные действия;​
г) запросить документы, разрешающие управление транспортным средством;​
д) подтвердить владение автомобилем, или нахождение в списке, лиц, которым позволено управлять остановленным транспортным средством;​
е) в случае наличия уголовного правонарушения, продолжить процессуальные действия, согласно настоящему Кодексу;​
ж) в случае наличия административного правонарушения, продолжить процессуальные действия, согласно настоящему Кодексу.​

Статья 59. Предписания сотрудников ГИБДД

Положение о предписаниях:
а) уполномоченный сотрудник ГИБДД оформляет протокол об административном правонарушении, а также дополнительно заполняет бланк предписания, копию которого надлежит передать водителю (адресат).​
б) на исполнение предписания у адресата есть 24 часа с момента подписи предписания;​
в) случае игнорирования адресатом предписания адресат подлежит уголовной ответственности согласно законодательству.​

Статья 60. Задержание транспортных средств

60.1. Использование эвакуационных средств допускается уполномоченными сотрудниками ГИБДД;​
60.2. Причинами для задержания являются нарушения норм, установленных главой X Правил дорожного движения, а также отсутствие документов, подтверждающих право владения транспортным средством либо право управлением транспортным средством;​
60.3. Задержание специального транспорта имеющего опознавательные знаки и специальные средства не допускается.​
Примечание. Под опознавательными знаками и специальными средствами подразумеваются гербовые знаки, текстовые обозначения, средства светового и голосового уведомления (мигалки).​


Глава VIII. Производство по делам об административных правонарушениях

1735151339604

Статья 61. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

61.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, рассматриваются в пределах компетенции, установленной настоящей статьей:​
а) дела об административных правонарушениях, предусмотренные всеми статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях рассматриваются судом;​
б) дела об административных правонарушениях, предусмотренные главой IX Особенной части Кодекса об административных правонарушениях рассматриваются только органами (и сотрудниками) государственной инспекции безопасности дорожного движения или судом;​
в) дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 5.1, 6.2, 6.4, 6.5, 10.1, 10.2 Кодекса об административных правонарушениях рассматриваются только органами прокуратуры, органами СК России или судом;​
г) дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 11.1, 11.2, 11.3 Кодекса об административных правонарушениях рассматриваются только органами министерства юстиции Российской Федерации или судом;​
д) дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 7.4, 7.5 Кодекса об административных правонарушениях рассматриваются только органами внутренних дел, уполномоченных вести надзор в сфере рыболовства;​
61.2. Иные дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями, не указанными в части 1 настоящей статьи рассматриваются любым правоохранительным органом.​

Статья 62. Протокол об административном правонарушении

62.1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, когда дело рассматривается в суде, в прокуратуре или министерстве юстиции.​
62.2. Порядок оформления протокола об административном правонарушении:​
а) заполнить бланк протокола об административном правонарушении с указанием нарушенных статей;​
б) поставить подпись, копию протокола передать лицу, совершившему административное правонарушение.​

Статья 63. Ведение дела об административном правонарушении

Сотрудник правоохранительного органа при ведении административного дела вправе требовать предоставления документов, имеющих отношение к делу, от лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения. Лицо обязано предоставить таковые документы уполномоченному сотруднику, если таковые документы находятся у лица.

Статья 64. Положение об использовании приборов выявления содержания алкогольной продукции в крови (далее - алкотестер)

а) использование алкотестеров допускается только сотрудникам правоохранительных или медицинских органов;
б) выданные на службе алкотестеры, вышеуказанным лицам, является государственной собственностью и их использование разрешается исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
в) причинами использования алкотестеров могут быть следующие:
г) проведение анализа при медицинском осмотре;
д) проведение анализа при задержании, либо ином процессуальном действии, сотрудниками правоохранительных органов.



Принят Советом Федерации
Российской Федерации

Одобрен Президентом
Российской Федерации

Москва, Кремль

№ 69-ФКЗ, 24 мая 2025 года
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Personalize

Верх Низ