Государственная Дума | Регламент

Fantar

Fantar

Гранд-москвич
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 927
Реакции:2 531
Баллы:327
Скоро...
 
Сергей Долматов

Сергей Долматов

Магистр Метро
ЛИДЕР ФРАКЦИИ
Регистрация:05.04.2025
Сообщения:132
Реакции:19
Баллы:120
Gosduma logo 1


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕГЛАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 октября 2025 года № 038-ГД
(В редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 мая 2025 года № 090-ГД)


Line 6


Регламент Государственной Думы является нормативным актом, который регулирует порядок ее работы, внутреннее устройство и парламентские процедуры

Line 6

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.

1. Государственная Дума является палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и состоит из количества депутатов закрепленных в статье 56 Конституции Российской Федерации.

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 2.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом.

Статья 3.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Статья 4.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции в Государственной Думе (далее — фракции) в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Статья 5.

Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Государственной Думы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом.

Статья 6.

Государственная Дума может иметь свои печатные и электронные издания.

Line 6

РАЗДЕЛ I . ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ГЛАВА 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.

Статья 7.

1. Председатель Государственной Думы назначается партией, набравшей наибольшее количество голосов. Председатель политической партии, набравшей наибольшее количество голосов не может назначаться Председателем Государственной Думы, исполняя обязанности главы политической партии в Государственной Думе.

2. Первый заместитель Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы.

3. Кандидатов на должность заместителя председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции.

4. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность заместителя Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждой фракции, выдвинувшей своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.

Статья 8.

1. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность заместителя Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

2. Депутат считается избранным заместителем Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Решение об избрании заместителя Председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

4. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 9.

1. Председатель Государственной Думы:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
в) осуществляет общее руководство деятельностью Государственной Думы;
г) представляет палату во взаимоотношениях с Председателем Правительства, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Прокуратурой, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, с органами исполнительной власти, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
д) подписывает постановления Государственной Думы;
е) направляет Председателю Правительства Российской Федерации законопроекты на утверждение, принятые Государственной Думой;
ж) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
з) приглашает федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы;
и) подписывает постановления Государственной Думы;
й) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
к) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы;
л) принимает решение о предоставлении отдельных полномочий Руководителя Аппарата Государственной Думы, в том числе предусмотренных настоящим Регламентом, первому заместителю Руководителя Аппарата Государственной Думы;

2. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.

3. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы:
а) о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы;
б) о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы;
в) Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления.

4. Председатель Государственной Думы вправе выступать на заседании Государственной Думы по вопросам, отнесенным к его полномочиям настоящим Регламентом, и вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Председателю Государственной Думы для выступления предоставляется до десяти минут.

5. Председатель Государственной Думы вправе решать вопросы экспертного, научного, консультативного и иного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.

Статья 10.

1. Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы.

2. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы издается Председателем Государственной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Государственной Думы вправе давать поручения руководителям структурных подразделений Аппарата Государственной Думы.

3. Деятельность Председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом Государственной Думы, а деятельность первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами.
ГЛАВА 2. ФРАКЦИИ

Статья 11.

1. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся политической партией в качестве кандидатов в составе федерального списка кандидатов.

2. Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию.

3. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции.

Статья 12.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комиссию Государственной Думы по вопросами депутатской этики, мандатов и фракций письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из состава фракции в Комиссии Государственной Думы по вопросами депутатской этики, мандатов и фракций.
ГЛАВА 3. КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Статья 13.

1. Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты Государственной Думы (далее также - комитеты).

2. Комитеты Государственной Думы:
а) вносят предложения о включении законопроектов в проект повестки заседания Государственной Думы;
б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
д) рассматривают и исполняют поручения Председателя Государственной Думы;
е) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
ж) в соответствии с поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
з) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
и) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
й) направляют обращения в письменной форме или в форме электронного документа по вопросам своего ведения руководителям федеральных органов исполнительной власти;
к) проводят во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению мониторинга правоприменения в Российской Федерации, анализ практики применения законодательства;
л) вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;
м) рассматривают обращения граждан.
н) рассматривают информацию Правительства Российской Федерации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами;
о) решают вопросы организации своей деятельности;
п) осуществляют иные полномочия, установленные федеральными законами и настоящим Регламентом.

Статья 14.

1. Государственная Дума образует следующие комитеты:
а) Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству;
б) Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
в) Комитет Государственной Думы по делам юстиции и уголовно-исполнительной системы;
г) Комитет Государственной Думы по по обороне и безопасности;
д) Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции

2. Государственная Дума может образовывать и другие комитеты. Образование или ликвидация комитета Государственной Думы, а также изменение его названия производится путем принятия постановлений Государственной Думы о внесении соответствующих изменений в часть первую настоящей статьи.

3. Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

Статья 15.

1. Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 3 и более 5 депутатов палаты.

2. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

3. Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета.

4. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.

Статья 16.

1. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы.

2. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты.

3. Решения об освобождении председателей комитетов Государственной Думы и их заместителей от должности принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решения об освобождении оформляются постановлениями палаты.

4. Состав комитета утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения в составе комитета производятся постановлением Государственной Думы.

5. В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы.

6. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы и его заместителей, а также руководителей фракций, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.

7. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

Статья 17.

1. Председатель комитета Государственной Думы:
а) представляет комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной инициативы, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных государств, с международными организациями, а также с Председателем Государственной Думы и его заместителями, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации;
б) распределяет обязанности между своими заместителями;
в) вносит предложения о количестве и составах подкомитетов, рабочих групп и о порядке их работы;
г) направляет своим заместителям законопроекты и иные документы и материалы, поступившие в комитет, для рассмотрения и подготовки предложений;
д) уведомляет о месте и времени очередного заседания комитета не менее чем за двое суток членов данного комитета, а также заблаговременно информирует об этом других депутатов Государственной Думы и иных участников заседания;
е) вправе принять решение о проведении заседания комитета в режиме видеоконференцсвязи;
ж) созывает внеочередное заседание комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета;
з) ведет заседания комитета, подписывает протоколы заседаний и решения комитета;
и) в случае своего отсутствия и отсутствия своего первого заместителя поручает исполнение обязанностей председателя комитета одному из своих заместителей;
к) координирует деятельность подкомитетов и рабочих групп, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности комитета в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между своими заместителями;
л) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата комитета;
м) подписывает ответы на обращения граждан;
н) наделяет своих заместителей правом подписывать ответы на обращения граждан;
о) подписывает заключения;
п) подписывает обращение Председателю Государственной Думы о снятии законопроекта с рассмотрения Государственной Думой;

2. Первый заместитель председателя комитета замещает председателя комитета в его отсутствие.

Статья 18.

1. Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета.

2. Заседание проводит председатель комитета или его заместитель.

3. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

4. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине, депутат Государственной Думы обязан информировать председателя комитета. Депутат Государственной Думы, отсутствующий на заседании комитета Государственной Думы по уважительной причине, может выразить свою позицию по любому рассматриваемому на этом заседании вопросу в заявлении на имя председателя комитета. Соответствующая информация отражается в стенограмме заседания комитета.

5. По решению комитета заседание комитета может проводиться в режиме видеоконференцсвязи.

6. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета.

Статья 19.

1. Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.

2. Депутат - представитель комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.

Статья 20.

1. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав.

2. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Председателя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.

3. Комитеты и комиссии Государственной Думы вправе приглашать на свои заседания федеральных министров, уполномоченных ими должностных лиц, иных должностных лиц.

4. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.

5. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

6. Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут проводить парламентские слушания, конференции, совещания, "круглые столы", семинары и принимать участие в их работе. В случае необходимости указанные мероприятия могут проводиться комитетами, комиссиями в субъектах Российской Федерации. Вопрос о проведении парламентских слушаний, конференций, совещаний, "круглых столов", семинаров, требующих дополнительных финансовых средств либо намеченных на дни заседаний Государственной Думы, решается Председателем Государственной Думы по представлению комитета, комиссии.

7. При проведении закрытого заседания комитета, комиссии Государственной Думы действуют правила, установленные частями третьей, четвертой и шестой статьи 25 настоящего Регламента.

Статья 21.

Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.

Статья 22.

1. Комитеты и комиссии Государственной Думы рассматривают обращения граждан в соответствии с вопросами их ведения.

2. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также для деятельности межфракционных рабочих групп, у руководителей государственных органов и иных организаций.

Статья 23.

1. Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы (далее - комиссии).

2. Государственная Дума образует комиссии в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Регламентом.

3. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

4. Решения об образовании комиссии, избрании председателя комиссии, его первого заместителя и заместителей, утверждении состава комиссии и положения о комиссии, установлении даты представления и формы отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлением палаты. В положении о комиссии определяются задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия, иные вопросы, касающиеся деятельности комиссии.

5. Председатель комиссии исполняет свои полномочия в соответствии с постановлением Государственной Думы о комиссии и положением о комиссии. Председатель комиссии осуществляет свою деятельность в порядке, установленном статьей 12 настоящего Регламента для председателя комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или настоящим Регламентом.

6. Первый заместитель председателя комиссии замещает председателя комиссии в его отсутствие.

7. Заседания комиссии проводятся в порядке, установленном статьей 17 настоящего Регламента для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или настоящим Регламентом.

Статья 24.

1. Для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, распределением мандатов, регистрацией депутатов в фракции, Государственная Дума на срок полномочий данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по вопросами депутатской этики, мандатов и фракций.

2. Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по вопросами депутатской этики, мандатов и фракций на основе принципа пропорционального представительства фракций.

3. Комиссия Государственной Думы по вопросами депутатской этики, мандатов и фракций осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о комиссии, утверждаемым постановлением Государственной Думы.

4. После образования Комиссии Государственной Думы по вопросами депутатской этики, мандатов и фракций проекты постановлений о внесении изменений в состав комиссии и положение о комиссии вносятся на рассмотрение Председателю Государственной Думы.

5. Заседания Комиссии Государственной Думы по вопросами депутатской этики, мандатов и фракций проводятся по мере необходимости.

Line 6

РАЗДЕЛ II. ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ГЛАВА 4. НАЧАЛО РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Статья 25.

1. Первое заседание Государственной Думы открывает назначенный партией Председатель Государственной Думы.

2. На первом заседании Государственной Думы председательствующий сообщает палате фамилии избранных депутатов Государственной Думы согласно списку депутатов, официально переданному ему Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и составленному на день открытия первого заседания Государственной Думы.

Статья 26.

1. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы заместителей Председателя Государственной Думы в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

2. Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются настоящим Регламентом и решениями Государственной Думы.

Статья 27.

1. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации.

2. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

3. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации.

4. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.

5. Закрытое заседание Государственной Думы назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени его проведения.

6. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе закрытого заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации.

7. Представители средств массовой информации на закрытые заседания Государственной Думы не допускаются.

8. Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат.

9. Председательствующий на закрытом заседании палаты в начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытого заседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает об ответственности за разглашение и распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Статья 28.

1. На заседаниях Государственной Думы, как правило, раз в две недели на заседания Государственной Думы отводится время для ответов федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц, на вопросы депутатов Государственной Думы (далее - "правительственный час").

2. В рамках "правительственного часа" Государственная Дума также заслушивает информацию представителей Правительства Российской Федерации о государственных и национальных докладах. В ходе заслушивания информации о государственном или национальном докладе в обязательном порядке обсуждаются вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Российской Федерации.

3. Государственная Дума вправе пригласить на "правительственный час" федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц.

4. План проведения "правительственного часа" утверждается палатой, как правило, на одном из последних заседаний Государственной Думы и направляется в Правительство Российской Федерации.

5. В плане проведения "правительственного часа" указываются инициалы, фамилии и должности приглашенных на "правительственный час" должностных лиц, даты их приглашения на заседания Государственной Думы, а также профильный комитет (профильные комитеты). В плане проведения "правительственного часа" могут быть указаны также темы "правительственных часов".

6. Председатель Государственной Думы приглашает на "правительственный час" федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц не позднее чем за 2 дня до проведения "правительственного часа".

7. По инициативе приглашенных на "правительственный час" федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц в "правительственном часе" могут принимать участие другие должностные лица.

8. Не позднее чем за 3 дней до проведения "правительственного часа" комитеты, комиссии, фракции, депутаты Государственной Думы направляют Председателю Государственной Думы письменные вопросы приглашенным на "правительственный час" федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам.

9. Не позднее чем за 3 дней до проведения "правительственного часа" комитеты, комиссии, фракции, депутаты Государственной Думы направляют Председателю Государственной Думы письменные вопросы приглашенным на "правительственный час" федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам.

10. Если федеральный министр или иное приглашенное должностное лицо не может прибыть на "правительственный час", то они, как правило, не позднее чем за день до его проведения уведомляют об этом Председателя Государственной Думы с указанием причины своего отсутствия. В таком случае Председатель Государственной Думы может перенести "правительственный час" на иное время.

11. Приглашенным федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам для основной информации предоставляется до 20 минут, другим должностным лицам, принимающим участие в "правительственном часе", - до пяти минут.

12. Депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы приглашенным на "правительственный час" федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос - три минуты. В ходе обсуждения вопросов в рамках "правительственного часа" обсуждаются в том числе вопросы о реализации постановлений Государственной Думы, принятых при рассмотрении проектов федеральных законов, постановлений Государственной Думы, принятых по результатам обсуждения вопросов в рамках "правительственного часа" в соответствии с частью тринадцатой настоящей статьи. Прения в рамках "правительственного часа" не проводятся. По итогам обсуждения вопросов в рамках "правительственного часа" вправе выступить представители фракций. Продолжительность выступления представителя фракции не может превышать семь минут.

13. Федеральный министр (федеральные министры), иные должностные лица, выступившие с основной информацией, вправе выступить с заключительным словом.

14. По результатам обсуждения вопросов в рамках каждого "правительственного часа" Государственная Дума принимает постановление, проект которого вносится профильным комитетом (профильными комитетами) по согласованию с комитетами Государственной Думы, вопросы ведения которых затрагиваются в указанном проекте постановления. Государственная Дума может поручить профильному комитету (профильным комитетам) доработать указанный проект постановления, установив срок его представления на повторное рассмотрение Государственной Думы. Постановление Государственной Думы, принятое по результатам обсуждения вопросов в рамках "правительственного часа", может содержать решения о рекомендациях Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, о подготовке парламентского запроса в соответствии со статьей 30 настоящего Регламента, иные решения. Указанное постановление может также содержать поручение профильному комитету (профильным комитетам) осуществлять контроль за исполнением решений, предусмотренных постановлением.

Статья 29.

1. Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий. Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется также после каждого перерыва в заседании палаты.

2. Депутат Государственной Думы регистрируется с помощью электронной системы.

3. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует ⅓ от общего числа депутатов палаты.

4. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине депутат Государственной Думы обязан информировать Председателя Государственной Думы.

Статья 30.

Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. Выступающие в Государственной Думе депутат Государственной Думы, член Совета Федерации и гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, стоимостные показатели указывают в рублях, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В случае нарушения требований настоящей статьи председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных требований депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Статья 31.

На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в обсуждении вопросов, включенных в порядок работы заседания Государственной Думы, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами.

Статья 32.

1. Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, другим членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

2. Проекты парламентского запроса и соответствующего постановления Государственной Думы вносятся на заседание Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседания Государственной Думы, а в особых случаях могут быть предложены фракцией, комитетом или комиссией Государственной Думы к включению в порядок работы Государственной Думы.

3. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем через 3 дня со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный Государственной Думой срок. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты. Копии письменного ответа направляются всем депутатам Государственной Думы. Если ответ на парламентский запрос признан палатой неудовлетворительным, Государственная Дума вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса. Соответствующее решение палаты оформляется постановлением Государственной Думы.

4. Депутат Государственной Думы вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, другим членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

5. Порядок размещения запросов депутатов Государственной Думы определяется Председателем Государственной Думы.

Статья 33.

1. Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за два дня до их рассмотрения на заседании палаты или в иной установленный Председателем Государственной Думы срок.

2. Указанные в части первой настоящей статьи проекты документов и материалы, подлежащие распространению среди депутатов Государственной Думы, размещаются в электронной системе.

Статья 34.

1. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:
1) послания и обращения Председателя Правительства Российской Федерации;
2) законопроекты, внесенные Председателем Правительства Российской Федерации;
3) законопроекты, внесенные в качестве срочных Правительством Российской Федерации;
4) проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений.

2. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Статья 35.

1. Председательствующий на заседании Государственной Думы:
1) руководит общим ходом заседания в соответствии с настоящим Регламентом;
2) предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с порядком работы Государственной Думы, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением Государственной Думы;
3) предоставляет слово вне порядка работы заседания Государственной Думы только для внесения процедурного вопроса и по порядку ведения заседания;
4) обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы;
5) ставит на голосование каждое предложение депутатов Государственной Думы в порядке поступления;
6) проводит голосование и оглашает его результаты;
7) контролирует ведение протоколов и стенограмм заседаний Государственной Думы и подписывает указанные протоколы.

2. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе:
1) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата Государственной Думы, а при повторном нарушении лишать его слова. Депутат Государственной Думы, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, лишается слова без предупреждения;
2) предупреждать депутата Государственной Думы, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова. Под порядком ведения заседания понимается соблюдение председательствующим настоящего Регламента. Депутат Государственной Думы, выступающий по порядку ведения заседания, обязан указать, в чем выразилось нарушение Регламента председательствующим, с указанием нарушенной нормы;
3) указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях;
4) удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы.

Статья 36.

1. Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим.

2. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он записывается в общем порядке для выступления и передает одному из заместителей Председателя Государственной Думы функции председательствующего до принятия решения по данному вопросу.

3. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной системы, председательствующий голосует последним.

4. При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента Государственная Дума вправе большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.

Статья 37.

1. Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний.

2. Во время работы в Государственной Думе депутаты должны носить деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы.

Статья 38.

1. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 15 минут для доклада, пять минут для содоклада и пять минут для заключительного слова, если иное не установлено настоящим Регламентом.

2. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.

3. Каждый депутат Государственной Думы должен придерживаться темы обсуждаемого вопроса. Если он отклоняется от нее, председательствующий вправе напомнить ему об этом. Если замечание депутатом не учтено, председательствующий может прервать выступление депутата.

4. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в порядок работы заседания Государственной Думы, продлить время выступления.

Статья 39.

Никто не вправе выступать на заседании Государственной Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается председательствующим слова без предупреждения.

Статья 40.

1. Обсуждение вопроса, включенного в порядок работы заседания Государственной Думы, может быть прекращено по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.

2. По окончании обсуждения вопроса докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово.
ГЛАВА 5. ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ

Статья 41.

На парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации.

Статья 42.

1. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за два дня до начала парламентских слушаний.

2. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями Государственной Думы, которыми организуются эти слушания.

Статья 43.

1. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Председателя Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций.

2. Вопрос о проведении парламентских слушаний вносится для рассмотрения на заседание Председателя Государственной Думы, который определяет дату парламентских слушаний.

3. Парламентские слушания проводятся в городе Москве в зданиях Государственной Думы или других федеральных органов государственной власти по согласованию с ними.

4. Организация и проведение парламентских слушаний возлагается Председателем Государственной Думы на соответствующие комитет, комиссию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Государственной Думы. Комитеты и комиссии Государственной Думы могут совместно организовывать парламентские слушания.

5. Финансирование парламентских слушаний, проведение которых требует дополнительных расходов, осуществляется на основании решения Председателя Государственной Думы и распоряжения Председателя Государственной Думы.

Статья 44.

1. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности.

2. Председатель Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы, организующих проведение парламентских слушаний, может принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний.

Статья 45.

1. Парламентские слушания ведет Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы либо по их поручению председатель или заместитель председателя соответствующих комитета, комиссии Государственной Думы.

2. Председательствующий на парламентских слушаниях предоставляет слово для выступления депутатам Государственной Думы и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.

Статья 46.

1. Сроки и порядок проведения парламентских слушаний устанавливает Председатель Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы исходя из характера обсуждаемых вопросов.

2. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.

3. Проведение парламентских слушаний в периоды между сессиями Государственной Думы и периоды работы депутатов Государственной Думы с избирателями не допускается.

Статья 47.

1. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Государственной Думы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица.

2. Все приглашенные лица выступают на парламентских слушаниях только с разрешения председательствующего.

Статья 48.

1. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов Государственной Думы и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.

2. Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход парламентских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий на парламентских слушаниях может удалить нарушителей из зала заседаний.

Статья 49.

Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации парламентских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в парламентских слушаниях депутатов Государственной Думы.

Статья 50.

Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим на парламентских слушаниях.
ГЛАВА 6. МЕРОПРИЯТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Статья 51.

По инициативе комитета, комиссии Государственной Думы, фракции в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и фракциями, могут проводиться совещания, "круглые столы", семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Государственной Думы.

Статья 52.

Решение о проведении мероприятия в Государственной Думе, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, принимается Председателем Государственной Думы. Заявка на проведение мероприятия в Государственной Думе направляется на имя Председателя Государственной Думы.
ГЛАВА 7. МЕРОПРИЯТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Статья 53.

1. Депутат Государственной Думы отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет их прием.

2. Депутат Государственной Думы может осуществлять прием избирателей в зале заседаний Государственной думы, в перерывах между заседаниями.

3. Представители Государственной думы обязаны осуществлять прием граждан, в соответствии с распоряжением (или определенным графиком) Председателя Государственной думы.

Статья 54.

В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов Государственной Думы с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Статья 55.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, фракций, Председателя Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

Статья 56.

Аппарат Государственной Думы определяются Председателем Государственной Думы
ГЛАВА 9. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Статья 57.

1. Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

2. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы.

3. При проведении открытого голосования с использованием электронной системы подсчета голосов результаты голосов доступны в электронном формате.

4. При проведении тайного голосования с использованием электронной системы данные о персональном голосе депутатов не заносятся в систему.

Статья 57.

1. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

2. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом. К процедурным относятся вопросы:
1) о перерыве в заседании или переносе заседания;
2) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
3) о предоставлении слова приглашенным на заседание;
4) о переносе или прекращении обсуждения вопроса;
5) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета или комиссии палаты;
6) о голосовании без обсуждения;
7) о проведении закрытого заседания;
8) о приглашении на заседание должностных лиц;
9) об изменении очередности выступлений;
10) о проведении дополнительной регистрации;
11) о пересчете голосов;
12) о процедуре проведения заседаний, рассмотрения вопросов деятельности Государственной Думы, не предусмотренных настоящим Регламентом.

3. Тексты принятых Государственной Думой постановлений размещаются в электронной системе.

Статья 59.

При голосовании по каждому вопросу депутат Государственной Думы имеет один голос и подает его за принятие решения или против него либо воздерживается от принятия решения.

Статья 60.

1. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

2. Порядок внесения, рассмотрения и принятия Государственной Думой федеральных законов устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Регламентом.

3. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Статья 61.

1. Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам:
1) об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;
2) о недоверии Правительству Российской Федерации;
3) о доверии Правительству Российской Федерации;
4) о еженедельном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности;
5) о парламентском запросе;
6) по другим вопросам своей компетенции.

2. Государственная Дума вправе принимать большинством голосов от общего числа депутатов заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты. Проекты постановлений Государственной Думы вместе с текстом проекта заявления, обращения или парламентского запроса вносятся на Председатель Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседания Государственной Думы.

3. В текст постановления Государственной Думы при необходимости может быть включен пункт о возложении контроля за выполнением постановления на комитет, комиссию Государственной Думы либо на инициатора(ов) внесения проекта постановления.

Статья 62.

1. Проект постановления Государственной Думы, может быть внесен Председателем Правительства Российской Федерации, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Проекты постановлений Государственной Думы вместе с текстом заявления, обращения или парламентского запроса вносятся не позднее чем за три дня до заседания Государственной Думы. В текст постановления Государственной Думы при необходимости может быть включен пункт о возложении контроля за выполнением постановления на инициатора(ов) внесения проекта постановления, а также на иных лиц.

3. Проекты постановлений Государственной Думы, связанные с организационными вопросами деятельности Государственной Думы, могут вносится в день заседания Государственной Думы.

Line 6

РАЗДЕЛ III. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

ГЛАВА 10. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ
ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
И ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ

Статья 63.

1. Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 61 Конституции Российской Федерации.
2. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее - законопроект);
б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации;
в) поправок к законопроектам.

Статья 64.

1. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
а) пояснительная записка к законопроекту;
б) текст законопроекта;
в) иные материалы, предусмотренные Регламентом.

2. Внести законопроект в Государственную Думу возможно только с помощью электронной системы, установленной Председателем.

3. Законопроект должен быть оформлен, согласно установленному Председателем образцу (см. приложение)

Статья 65.

1. Непосредственно в текст подготовленного к внесению в Государственную Думу законопроекта могут быть включены следующие положения:
1) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;
2) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

Статья 66.

1. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 62.1 настоящего Регламента, направляются субъектом (субъектами) права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы. Поступивший законопроект регистрируется в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе.

2. Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям статьи 62.1 настоящего Регламента, статьи 61 Конституции Российской Федерации.

3. Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям статьи 62.1 настоящего Регламента и статьи 61 Конституции Российской Федерации, указанный комитет в течение 3 дней со дня поступления законопроекта в профильный комитет принимает решение о возвращении законопроекта субъекту (субъектам) права законодательной инициативы для выполнения указанных требований. Такой законопроект не считается внесенным в Государственную Думу. Если профильный комитет не определил свою позицию по законопроекту, то решение о соответствии законопроекта указанным требованиям и о возвращении законопроекта субъекту (субъектам) права законодательной инициативы принимает Председатель Государственной Думы. Профильный комитет вносит такой законопроект на рассмотрение Председателю Государственной Думы незамедлительно после его рассмотрения на заседании комитета. После выполнения указанных требований субъект (субъекты) права законодательной инициативы вправе вновь направить законопроект на имя Председателя Государственной Думы.

4. Решение профильного комитета о соответствии законодательной инициативы требованиям статьи 61 Конституции Российской Федерации и статьи 64.1 настоящего Регламента, включающее предложения по законодательной инициативе, направляется Председателю Государственной Думы. Председатель Государственной Думы прикрепляет Решение со всеми приложениями к карточке законодательной инициативы.

Статья 67.

1. Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект соответствует требованиям статьи 62 настоящего Регламента, Председатель Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает следующее решение:
1) назначить один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту (далее - ответственный комитет).
2) включить законопроект в проект повестки очередного заседания Государственной Думы.
3) по необходимости направить законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Председателю Правительства Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Статья 68.

1. В случае, если в Государственную Думу после принятия или одобрения законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Государственной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия или одобрения аналогичного законопроекта в первом чтении.

2. В случае, если внесены в Государственную Думу альтернативные законопроекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же вопросу, Председатель Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее, устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и поручает ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее.

Статья 69.

1. Порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой определяется ответственным комитетом самостоятельно, если иное не предусмотрено решением Председателя Государственной Думы.

2. Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы - членов данного комитета.

3. В состав рабочей группы также могут входить депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, других организаций, эксперты и специалисты.

4. Ответственный комитет, получив текст законопроекта (тексты законопроектов по одному и тому же вопросу), назначает докладчика из состава членов ответственного комитета. Докладчик координирует деятельность членов рабочей группы, заинтересованных организаций и лиц, докладывает на заседании ответственного комитета о результатах подготовительной работы над текстом законопроекта.

Статья 70.

1. По решению ответственного комитета законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя комитета Государственной Думы может быть направлен в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы.

2. Отзывы, предложения и замечания депутатов Государственной Думы и других субъектов права законодательной инициативы по законопроекту, заключение комитета-соисполнителя рассматриваются на заседании ответственного комитета.

Статья 71.

1. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, представителя комитета-соисполнителя (представителей комитетов-соисполнителей) и может освещаться в средствах массовой информации.

2. Депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, а также представители государственных органов, других организаций, в которые законопроект направлялся для дачи отзывов, предложений и замечаний, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях ответственного комитета при обсуждении законопроекта.

3. В случае, если законопроект не может быть рассмотрен ответственным комитетом по причине отсутствия на его заседании субъекта права законодательной инициативы или его представителя, рассмотрение законопроекта переносится на другое заседание комитета.
ГЛАВА 11. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ

Статья 72.

1. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

2. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета.

3. Решение принятое Государственной Думой по законопроекту оформляется в виде постановления Государственной Думы.

Статья 73.

1. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

2. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи. Представитель ответственного комитета сообщает о позиции по законопроекту ответственного комитета, а также комитетов-соисполнителей, информирует депутатов Государственной Думы об итогах рассмотрения ответственным комитетом заключения.

3. Обсуждение законопроекта, внесенного Председателем Правительства Российской Федерации, Советом Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, начинается с обоснования представителями указанных субъектов права законодательной инициативы необходимости принятия закона и заканчивается их заключительным словом, в котором содержится анализ высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.

4. В случае, если законопроект не может быть рассмотрен Государственной Думой по причине отсутствия на заседании Государственной Думы субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя, рассмотрение законопроекта переносится на другое заседание Государственной Думы.

5. В случае, если при рассмотрении законопроекта на заседании Государственной Думы вновь отсутствует субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, или его представитель, по предложению представителя ответственного комитета законопроект рассматривается Государственной Думой без участия указанного субъекта права законодательной инициативы или его представителя. Обсуждение законопроекта в таком случае начинается с доклада представителя ответственного комитета.

Статья 74.

1. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять, отклонить или отправить на доработку законопроект.

2. Решение о принятии, отклонении или об отправлении на доработку законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается ответственным комитетом субъекту (субъектам) права законодательной инициативы.

3. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Статья 75.

1. По решению Председателя Государственной Думы или по поручению Председателя Государственной Думы его заместителями, по поступившей инициативе посредством электронной системы может быть запущено электронное дистанционное голосование вне заседания Государственной Думы.

2. Электронное дистанционное голосование считается правомочным, если проголосовала ⅓ депутатов от общего числа депутатов в Государственной Думе.

3. Электронное дистанционное голосование не может быть запущено в следующий промежуток времени: 00:00 - 8:00
ГЛАВА 12. ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОТКЛОНЕННЫХ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Статья 76.

Если Председатель Правительства Российской Федерации в течение суток со дня поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный федеральный закон.

Статья 77.

1. Федеральный закон, отклоненный Председателем Правительства Российской Федерации, по решению инициатора(-ов) может быть рассмотрен повторно.

2. О дате и времени повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного Председателем Правительства Российской Федерации, сообщается Председателю Правительства Российской Федерации.

Статья 78.

1. Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Председателем Правительства Российской Федерации, начинается с выступления Председателя Правительства, затем инициатора (-ов), последним выступает представитель ответственного комитета.

2. По окончании обсуждения ставится на голосование предложение одобрить федеральный закон в редакции, предложенной депутатом Государственной Думы.
ГЛАВА 12. РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ДОВЕРИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 79.

1. В соответствии со статьей 67 Конституции Российской Федерации Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, только на основании выдвинутого прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Правительства Российской Федерации признаков преступления.

2. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации в недельный срок после его внесения.

Статья 80.

1. Председатель Правительства Российской Федерации, а в его отсутствие один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, исполняющий его обязанности, вправе выступить на заседании Государственной Думы с заявлением в связи с внесенным предложением о выражении недоверия Правительству Российской Федерации.

2. В ходе обсуждения предложения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации депутаты Государственной Думы задают вопросы Председателю Правительства Российской Федерации и другим членам Правительства Российской Федерации, высказываются за выражение недоверия Правительству Российской Федерации или против этого; преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций.

3. Председатель Правительства Российской Федерации или заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, исполняющий его обязанности, получает слово последним.

4. В ходе обсуждения Председатель Правительства Российской Федерации и другие члены Правительства Российской Федерации могут получать слово для справки, но не более трех минут.

5. Обсуждение прекращается по предложению об этом, одобренному большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании.

6. Если в ходе обсуждения указанного вопроса депутаты Государственной Думы - инициаторы выражения недоверия Правительству Российской Федерации отзывают свои подписи и при этом численность депутатов Государственной Думы, внесших предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации, становится менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы, то вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации исключается из порядка работы палаты без дополнительного голосования.

Статья 81.

1. Государственная Дума принимает постановление о выражении недоверия Правительству Российской Федерации, если за это решение проголосовало большинство депутатов, но не менее трёх четвертей от общего числа депутатов.

2. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается открытым или тайным (по решению Государственной Думы) голосованием.

3. Предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации считается отклоненным, если оно не набрало трёх четвертей голосов депутатов, предусмотренного частью первой настоящей статьи.
ГЛАВА 13. НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

Статья 82.

Предложения о кандидатах на должность Прокурора субъекта, руководителя следственного комитета, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации могут вноситься в Государственную Думу Председателем Государственной Думы и депутатами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статья 83.

Каждый кандидат, предложенный на должность, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.

Статья 84.

Если кандидатура на должность Прокурора субъекта, руководителя следственного комитета, заместителя Председателя Правительства отклонена палатой, может быть предложена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура.

Статья 85.

Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность или об освобождении от должности Прокурора субъекта, руководителя следственного комитета, заместителя Председателя Правительства.
ГЛАВА 14. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ И МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ

Статья 86.

1. Основания для применения дисциплинарных взысканий Депутат Государственной Думы может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за:
1) неоднократное отсутствие на заседаниях Государственной Думы без уважительных причин;
2) нарушение порядка во время заседаний, выражающееся в грубом поведении, оскорблениях, необоснованных обвинениях, использовании ложной информации;
3) неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных Регламентом и законодательством Российской Федерации;
4) разглашение сведений, полученных в ходе закрытых заседаний Государственной Думы;
5) нарушение депутатской этики.


Статья 87. Виды дисциплинарных взысканий

1. К депутату Государственной Думы могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:
1) Устное предупреждение выносится Председателем Государственной Думы, заместителем Председателя или председательствующим на заседании в случае однократного нарушения;
2) лишение слова на текущем заседании применяется при повторном нарушении порядка;
3) лишение права выступления на срок до одного месяца применяется по решению большинства депутатов Государственной Думы при грубых нарушениях;
4) исключение из зала заседаний применяется председательствующим в случае систематического срыва работы палаты;
5) досрочное прекращение полномочий крайняя мера, применяемая в случае неоднократных грубых нарушений;
6) предупреждение выносится Председателем Государственной Думы, заместителем Председателя.
7) выговор выносится Председателем Государственной Думы, заместителем Председателя.

Статья 88. Порядок наложения дисциплинарного взыскания

1. Решение о наложении взыскания (за исключением предупреждения или выговора и лишения слова на текущем заседании) принимается большинством голосов депутатов Государственной Думы, присутствующих на заседании.

2. Депутат, в отношении которого рассматривается вопрос о дисциплинарном взыскании, имеет право на защиту и объяснение своих действий.

3. В случае наложения штрафа соответствующее постановление направляется в финансовый орган Государственной Думы для исполнения.

Статья 89. Обжалование дисциплинарного взыскания

1. Депутат вправе обжаловать примененное к нему взыскание в течение 3 (трех) дней с момента вынесения решения.

2. Жалоба рассматривается на ближайшем заседании Государственной Думы, решение по ней принимается большинством голосов.

Статья 90. Снятие дисциплинарного взыскания

1. Если в течение 7 дней со дня наложения взыскания депутат не совершил новых нарушений, взыскание считается снятым автоматически.

2. По ходатайству депутата или его фракции Государственная Дума может досрочно снять взыскание, если нарушитель доказал исправление поведения.

Line 6

РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 91.

1. Регламент Государственной Думы, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, или Председателем Государственной думы.

2. Регламент вступает в силу со дня его принятия.

Статья 92.

Разъяснение положений Регламента во время заседания палаты может осуществляться Председателем Государственной Думы

Статья 92.1.

1. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
1) письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Государственной Думы;
3) признании депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявлении его умершим;
4)неоднократного нарушения депутатом депутатской этики и законов;

Статья 92.2.

Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно по инициативе партии, в которой он состоит, а также по инициативе Государственной думы.

Статья 92.3.

Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, или решением органа/лица партии, в котором определяется день прекращения его полномочий.

Статья 92.4.

1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного в составе списка одной из политической партии, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, выдвинувшей этот список, вправе предложить Председателю Государственной думы кандидатуру другого зарегистрированного кандидата для замещения вакантного депутатского мандата. В этом случае Председатель Государственной думы Российской Федерации передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом политической партии.

2. Если в течение 7 дней со дня принятия Государственной Думой решения о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы политическая партия не воспользуется своим правом, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, то мандат остается вакантным до следующего созыва.

Статья 93.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, по основаниям статьи 83 настоящего регламента, который является представителем центрального органа государственной власти ((Лидер фракций: УВД по ЦАО, УФСБ, УФСИН, УГИБДД, УФСО, ЦГБ №3, ЦГБ №7, Москва Live, ВЧ ВС РФ, УФСВНГ)), то в этом случае вакантный депутатский мандат остается вакантным до следующего созыва.

Статья 94.

В случае досрочного прекращения лицом полномочий руководителя центрального органа государственной власти ((Лидер фракций: УВД по ЦАО, УФСБ, УФСИН, УГИБДД, УФСО, ЦГБ №3, ЦГБ №7, Москва Live, ВЧ ВС РФ, УФСВНГ)), то в этом случае вакантный депутатский мандат остается вакантным до назначения нового руководителя (или И.О), а новый руководитель замещает соответствующее вакантное место.

Статья 94.

Процедуры проведения заседаний Государственной Думы, рассмотрения иных вопросов деятельности Государственной Думы, не предусмотренных настоящим Регламентом, принимаются на заседании палаты большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, оформляются протокольно и действуют со дня их принятия.​
 
Последнее редактирование:

Personalize

Верх Низ