Федеральный закон «О прокуратуре» № 62-ФЗ (последняя редакция)

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Fantar

Легенда
КОМАНДА ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:1 765
Реакции:572
Баллы:125

1702842570511.png

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1702842579955.png

Глава I. Общие положения

1702842579955.png
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
1.1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
1.2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное (досудебное) следствие;​
б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.​
1.3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Статья 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
2.1. Прокуратура Российской Федерации действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2.2. Прокуратура в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствие с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
2.3. Прокуроры не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью.

Статья 3. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора
3.1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
3.2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных частью 3 настоящей статьи настоящего закона. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
3.3. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в предельный срок в 24 часа с момента подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Статья 4. Обязательность исполнения требований прокурора
4.1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
4.2. Статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение двух дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации). В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
4.3. В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.
4.4. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.
4.5. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):
а) информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;​
б) информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (организации).​
4.6. В вышеперечисленных случаях орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавалась такие информация, документы и материалы, и актуальность такой информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации), в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.
4.7. Проверяемый орган (организация) обязан представить указанные в части второй настоящей статьи информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.8. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 5. Отстранение государственных служащих прокуратурой
Генеральный прокурор и его заместитель отстраняет от службы до момента избрания меры пресечения судом всех государственных служащих, за исключением лиц обладающих статусом неприкосновенности, с запретом на увольнение с государственной службы.

Статья 6. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
6.1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
6.2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в предельный срок в 24 часа. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
6.3. Прокуратура обязан принимать жалобы от лица, изъявившего желание устно заявить о совершении преступления или противоправных действиях государственным служащим, с последующим изданием постановления о возбуждении уголовного дела и направлением его в орган следствия для проведения досудебного расследования. Прокурор принимающий такое заявление обязан хранить видеофиксацию со служебной камеры до момента окончания следственных действия по делу или вынесения решения суда.
Примечание: прокурор принимающий устное заявление обязан уточнить: номер жетона (удостоверения) сотрудника*, имя фамилию сотрудника, любым доступным способом получить доказательства от гражданина (если таковые имеются)*, максимально подробное описание ситуации*, номер паспорта гражданина*, номер телефона гражданина*, иные контактные данные*.

1702842579955.png

Глава II. Система и организация прокуратуры

1702842579955.png

Статья 7. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров Генеральной прокуратуры Российской Федерации
7.1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность Председателем Правительства Российской Федерации, после утверждения его кандидатуры Советом Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации освобождается от должности Председателем Правительств Российской Федерации или решением Верховного суда Российской Федерации.
7.2. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Председателю Правительства Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность Председателем Правительства Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации освобождаются от должности Председателем Правительства Российской Федерации или решением Верховного суда Российской Федерации.

Статья 8. О Генеральном прокуроре Российской Федерации
8.1. Генеральный прокурор Российской Федерации обладает неприкосновенностью, которая включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
8.2. В случае совершения Генеральным прокурором уголовного преступления, уголовное дело в отношении Генерального прокурора возбуждается директором Федеральной Службы Безопасности и подается на рассмотрение в Верховный суд, который и принимает решение о снятии неприкосновенности и (или) освобождении от должности в случае наличия весомых доказательств.
8.3. Генеральный прокурор Российской Федерации несет персональную ответственность за функционирование прокуратуры Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в одностороннем порядке принимать решение о назначении прокуроров, посредством подписания и публикации приказа. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в одностороннем порядке принимать решение об отстранении от занимаемой должности или увольнения с государственной службы сотрудников прокуратуры Российской Федерации, по отрицательным мотивам, посредством подписания и публикации мотивированного приказа.

Статья 10. Система прокуратуры Российской Федерации
10.1. Структура органов прокуратуры Российской Федерации определяемая настоящим законом:
а) Генеральная прокуратура: Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры назначенные в Генеральную прокуратуру Генеральным прокурором;​
б) областная прокуратура: прокурор области, прокуроры;​
в) допускается совмещение должностей (пример: заместитель Генерального прокурора - прокурор Московской области) за решением Генерального прокурора.​
10.2. Штатная численность прокуратуры Российской Федерации:
а) Генеральный прокурор - 1;​
б) заместители Генерального прокурора - 1;​
в) прокурор области - 1 на область;​
г) помощники прокурора - 3.​
Примечание: помощник прокурора по надзору за ... (органами внутренних дел, органами государственной безопасности, вооруженными силами, средствами массовой информации, органами здравоохранения).​


1702842579955.png

Глава III. Прокурорский надзор

1702842579955.png

Статья 11. Предмет надзора
11.1. Предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека, в объемах предусмотренных настоящим законом.
11.2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Статья 12. Полномочия прокурора
12.1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения государственных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Вход на территории и в помещения государственных органов разрешается исключительно для исполнения своих должностных обязанностей предусмотренных настоящим федеральным законом. Проход на территории и помещения Федеральной Службы Безопасности разрешены исключительно Генеральной прокуратуре. Проход на территории и помещения Вооруженных сил Российской Федерации разрешены с обязательным уведомлением посредством радио-оповещения на частоту государственных структур.
12.2. Прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:
а) освобождает устным распоряжением зафиксированным на служебную видеокамеру прокурора, незаконно подвергнутых задержанию на основании решений органов предварительного (досудебного) следствия. В случае издания такого распоряжения, прокурор обязуется в течении 2 часов подписать и надлежащем образом опубликовать мотивированное постановление и издать постановление о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудника проводившему незаконное задержание с последующей подачей искового заявления в суд, не позднее чем через 24 часа с момента инцидента;​
б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными;​
в) вносит представление об устранении нарушений закона.​
12.3. Прокурор имеет право на задержание, в соответствии с Процессуальным кодексом Российской Федерации, за исключением пункта «г» порядка задержания, лица в случае совершения им преступления предусмотренного уголовным законом Российской Федерации с последующей передаче задержанного сотрудникам правоохранительных органов для дальнейших процессуальных действий и ареста.

Статья 13. Протест прокурора
13.1. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
13.2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в трехдневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста, но не менее 24 часов. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Статья 14. Процессуальное руководство
14.1. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для допроса, дачи показаний, объяснений и других процессуальных действий в рамках действующего законодательства, запрещается проведение допроса лиц обладающих статусом неприкосновенности.
14.2. Прокуратура Российской Федерации обязана осуществлять процессуальное руководство органами предварительного (досудебного) следствия во время расследования ими уголовных дел или административных правонарушений. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются процессуальным законодательством Российской Федерации. Указания Генеральной прокуроры Российской Федерации по вопросам дознания в рамках расследования уголовного дела, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
14.3. Генеральная прокуратура вправе признавать нормативно правовые акты издаваемые государственными органами (организациями) как не соответствующими законодательству, выносить мотивированное решение о приостановлении действия такого акта с последующим выходом с прокурорским запросом в суд, не позднее чем через 3 часа после вынесения мотивированного постановления о приостановлении действия такого акта. В случае усмотрения несоответствия законодательству содержания актов издаваемых судами, не допускается приостановление действия. Акты судов обжалуются в суде высшей инстанции.
14.4. Генеральная прокуратура вправе принимать мотивированное решение о передаче уголовного дела от одного органа предварительного (досудебного) следствия к другому, в случае если имеются весомые основания полагать что другой следственный орган сможет более объективно и всесторонне расследовать материалы дела.
14.5. Прокурор осуществляющий процессуальное руководство расследования уголовного дела, вправе выносить мотивированное решение о привлечении к оперативно-розыскным мероприятиям дополнительных сил и средств правоохранительных органов для оказания содействия в расследовании, розыске, задержании, перевозки, защиты лиц участвующих в следственных действиях.

Статья 15. Прокурорская проверка
15.1. Прокурорская проверка - совокупность мероприятий, проводимых прокуратурой Российской Федерации, имеющих в себе цели на оценку уровня компетенции, служебной квалификации лиц ведущих документооборот, органов следствия. Предметом проверок является документооборот и его соответствие законодательству. Решение о проведении проверки принимается Генеральным прокурором и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее чем за 24 часа до начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки, лица проводящие проверку. Результаты проверки обязаны быть публично опубликованы прокурором ответственным за проведение проверки не позднее 24 часов с момента окончания проведения проверки. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов, которые имеют полномочия инспекций. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в суде. Интервал между плановыми проверками одного государственного органа (организации) должен составлять не менее 7 дней.
15.2. Проведение плановых прокурорских проверок Федеральной Службы Безопасности в полном объеме, на предмет знания законодательства, знание внутреннего устава и инструкций, соответствия внутреннего документооборота действующему законодательству, проводиться прокуратурой на основании вынесенного Генеральным прокурором мотивированного постановления, допускается не чаще чем 2 раза в месяц.
15.3. Проведение плановых прокурорских проверок органов Полиции Российской Федерации (управление собственной безопасности, старший и высший начальствующий составы), Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии Российской Федерации (управление собственной безопасности, старший и высший начальствующий составы), Вооруженных Сил Российской Федерации (военная полиция, старший и высший начальствующий составы), на предмет знания законодательства, знание внутреннего устава и инструкций, соответствия внутреннего документооборота действующему законодательству, проводиться прокуратурой на основании вынесенного Генеральным прокурором мотивированного постановления, допускается не чаще чем 2 раза в месяц.
15.4. Проведение внеплановых прокурорских проверок Федеральной Службы Безопасности в полном объеме, на предмет соответствия внутреннего документооборота действующему законодательству, проводиться прокуратурой на основании вынесенного судом постановления. Суд определяет в решении объем и предмет проверки.
15.5. Проведение внеплановых прокурорских проверок органов Полиции Российской Федерации, Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, средств массовой информации и медицинских учреждений на предмет знания законодательства, знание внутреннего устава и инструкций, соответствия внутреннего документооборота действующему законодательству, проводиться прокуратурой на основании вынесенного судом постановления. Суд определяет в решении объем и предмет проверки.
15.6. Все лица проводящие проверку обязаны вести непрерывную видеофиксацию со служебной камеры с начала проверки и до ее окончания. Запись необходимо хранить в течении 72 часов с момента окончания проверки. Суд вправе запросить предоставление суду материалов и записей проверки.
15.7. В случае неуспешного прохождения прокурорской проверки, Генеральный прокурор вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий сотруднику проверяемой стороны: прохождение внутренней переаттестации, прохождение внешней переаттестации у сотрудников прокуратуры (если допущены нарушения от старшего состава), предупреждение об устранении пробелов в знаниях законодательства согласно предмету проверки, выговор с занесением в личное дело.

Статья 16. Обязанности прокуратуры
16.1. Прокуратура Российской Федерации обязана осуществлять надзор за единообразным и адекватным применением законов.
16.2. Прокурор обязан разъяснять гражданам порядок защиты их прав и свобод, в случае если такой запрос поступил прокурору или в органы прокуратуры.
16.3. Прокуратура Российской Федерации обязана своевременно и качественно передавать в суды все материалы дел для осуществления дальнейшего судопроизводства.
16.4. Прокуратура Российской Федерации обязана вести делопроизводство, архивирование материалов по нему, четкое распределение важной документации и закрытие расследования при наличии на то оснований.

Статья 17. Координация деятельности по борьбе с преступностью
17.1. Генеральный прокурор осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов, Генеральный прокурор вправе формировать совещания, истребовать необходимую статистическую информацию.
17.2. Генеральный прокурор в рамках предотвращения актов терроризма, экстремизма вправе выдать ордер на задержание, федеральный розыск, проведение обыска, изъятии или иных процессуальных действия в рамках досудебного следствия.


1702842579955.png

Глава IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

1702842579955.png

Статья 18. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
18.1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
18.2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, посредством подачи ходатайства и рассмотрения его судом, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
18.3. Государственным обвинителем в делах рассматриваемых Верховным судом Российской Федерации выступают прокуроры Генеральной прокуратуры, заместитель Генерального прокурора, Генеральный прокурор.

Принят Советом Федерации

Российской Федерации


Одобрен Председателем Правительства

Российской Федерации


Москва, Кремль

№ 62-ФЗ, 23 апреля 2024 года

 
Последнее редактирование модератором:
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Personalize

Верх Низ