
Fantar
Руководство Проекта
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 498
Реакции:1 921
Баллы:227

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОБОРОНЕ»
Принят
Государственной Думой
25 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
Государственной Думой
25 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
- Глава I. Общие положения.
- Статья 1. Основы обороны
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области обороны
- Статья 3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Глава II. Вооруженные силы Российской Федерации.
- Статья 4. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение
- Статья 5. Правовая основа деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации
- Статья 6. Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации
- Статья 7. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению
- Статья 8. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации
- Статья 9. Соблюдение и уважение прав и свобод человека
- Статья 10. Основы деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава III. Полномочия Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Статья 11. Обязанности Вооруженных Сил Российской Федерации
- Статья 12. Права Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава IV. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Статья 13. Поддержание боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации
- Статья 14. Ускоренная военная подготовка
- Статья 15. Права и обязанности гражданина, проходящего ускоренную военную подготовку
- Статья 16. Служба войск
- Статья 17. Применение оружия, специальных средств и физической силы
- Статья 18. Порядок пользования Вооруженными Силами Российской Федерации воздушным пространством Российской Федерации
- Статья 19. Обеспечение вооружением, военной техникой и другими материальными средствами
- Статья 20. Ответственность за препятствование Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в области обороны
- Статья 21. Физическая форма военнослужащих
- Глава V. Контроль и надзор за деятельностью вооруженных сил
Глава I. Общие положения.

Статья 1. Основы обороны
1.1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.1.2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
1.3. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
1.4. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области обороны
Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Федеральный закон.Статья 3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
3.1. Общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации.3.2. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации и его заместители. Министр обороны Российской Федерации подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации и его заместителям.
3.3. Управление территориальными органами Вооруженными Силами Российской Федерации (войсковыми частями) осуществляют командиры бригад. Командиры бригад подчинены Председателю Правительства Российской Федерации и его заместителям, Министру обороны и его заместителям.
3.4. Правительство Российской Федерации утверждает Устав территориальных органов Вооруженными Силами Российской Федерации (войсковых частей); знамя и Вооруженными Силами Российской Федерации, положения о них, их описания и рисунки в соответствии с актами Председателя Правительства Российской Федерации.
Глава II. Вооруженные силы Российской Федерации.

Статья 4. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение
Вооруженные Силы Российской Федерации являются составной частью военной организации государства и предназначены для вооруженной защиты национальных интересов, суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации военными методами, а также для выполнения задач в соответствии с актами Председателя Правительства Российской Федерации.Статья 5. Правовая основа деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации
Правовую основу деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере обороны и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.Статья 6. Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации
6.1. Основными задачами Вооруженных Сил Российской Федерации являются:1) предотвращение и отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
2) участие в защите государственной границы Российской Федерации и ее охрана в воздушном пространстве и подводной среде;
3) обеспечение национальных интересов Российской Федерации;
4) организация и ведение территориальной обороны, участие в обеспечении режимов военного и чрезвычайного положений;
5) организация на подведомственной территории вооруженных сил Российской Федерации патрульно-постовой службы и блокпостов на дорогах идущих из городской части в областную с целью обеспечения безопасности гражданского населения и военнослужащих в области.
6.2. Иные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливаются нормативными актами Председателя Правительства Российской Федерации.Статья 7. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению
7.1. Вооруженные Силы Российской Федерации могут привлекаться к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению на основании решения Председателя Правительства Российской Федерации.7.2. Вооруженные Силы Российской Федерации для выполнения поставленных задач могут применять имеющиеся в их распоряжении силы и средства, при этом физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются в случаях и порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 8. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации
8.1. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и может находится в Вооруженных Силах Российской Федерации в оперативном управлении или на правах хозяйственного ведения и вооруженной охране.8.2. Порядок пользования имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством о государственном имуществе.
Статья 9. Соблюдение и уважение прав и свобод человека
9.1. При обращению к лицу, при обращении лица к военнослужащему Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по просьбе гражданина служебное удостоверения.9.2. Сотрудники, находящиеся при исполнении обязанностей, предусматривающих засекречивание своей личности обязаны предоставить жетон и назвать позывной и номер жетона обратившемуся. Образцы жетонов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Основы деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации
10.1. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации включает: комплектование личным составом, размещение (дислокацию) войск (сил), поддержание боевой и мобилизационной готовности, боевое дежурство, боевую службу и службу оперативных дежурных, оперативную, боевую и мобилизационную подготовку войск (сил), разведывательную деятельность, службу войск, подготовку кадров и выполнение возложенных задач, а также всестороннее обеспечение войск (сил).10.2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими путем добровольного поступления граждан на военную службу по контракту.
10.3. Ответственность за призыв на военную службу, направление в Вооруженные Силы Российской Федерации несет Военный Комиссариат.
Глава III. Полномочия Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статья 11. Обязанности Вооруженных Сил Российской Федерации
11.1. На Вооруженные Силы Российской Федерации возлагаются следующие обязанности:1) обеспечивать безопасность на охраняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации объектах;
2) обеспечивать правоохранительные структуры Российской Федерации вооружением и боеприпасами;
3) поддерживать боеготовность и обороноспособность Российской Федерации;
4) обеспечивать безопасность и сохранение режимности войсковых частей;
5) принимать меры по организации деятельности органов военной полиции, предупреждения правонарушений среди военнослужащих;
6) участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
11.2. Иные обязанности возлагаются на Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.11.3. Порядок выполнения возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Председателя Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется Министерством обороны.
Статья 12. Права Вооруженных Сил Российской Федерации
12.1. Вооруженным Силам Российской Федерации для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются следующие права:1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка на подведомственной территории; при нарушении общественного порядка задержать и передать сотрудникам правоохранительных органов;
2) пресекать преступления на подведомственной территории воинской части Вооруженных Сил, в рамках определяемых законом Российской Федерации;
3) принимать необходимые меры по охране места совершения предполагаемого преступления до прибытия правоохранительными органами;
4) доставлять граждан в служебное помещение правоохранительных органов в целях передачи задержанного сотрудникам правоохранительных органов;
5) производить обыск транспортных средств, нарушивших правила, установленные на охраняемых вооруженными силами объектах;
6) производить личный обыск граждан в пунктах пропуска на охраняемых важных государственных объектах в соответствии с законодательством о закрытых территориях;
7) беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых вооруженными силами объектов, осматривать их в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, с последующей передачей правоохранительным органам;
8) вести разведку в районах выполнения служебно-боевых задач, проводить оперативные мероприятия, направленные на предотвращение преступлений в отношении имущества и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в рамках определенных законами Российской Федерации;
9) организовывать блокпосты в случае объявления военного и (или) чрезвычайного положения, согласно актам Председателя Правительства Российской Федерации;
10) патрулировать в городских и сельских местностях, с использованием тяжелой и (или) тяжелой бронированной техники при введении режима чрезвычайного и военного положения;
11) производить задержания граждан в случаях, предусмотренных действующим законодательством на подведомственной территории воинской части Вооруженных Сил в период мирного времени с дальнейшей передачей задержанных правоохранительным органам.
12.2. Иные права предоставляются Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации.12.3. Права Вооруженных Сил Российской Федерации реализуются должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны.
Глава IV. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статья 13. Поддержание боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации
13.1. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет планирование боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Контроль за ее состоянием обеспечивают министр обороны, командиры войсковых частей и соединений.13.2. Приведение Вооруженных Сил Российской Федерации в высшие степени боевой готовности осуществляется на основании актов Председателя Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации.
13.3. В целях своевременного наращивания боевой готовности и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации к отражению агрессии проводится комплекс необходимых мероприятий, направленных на повышение боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и мобилизационной готовности страны. Такие мероприятия регулируются нормативными правовыми актами Министерства обороны.
13.4. Для поддержания боевой выучки органов военного управления, войск (сил) проводится оперативная, боевая подготовка. Порядок таких подготовок устанавливается командиром войсковой части.
13.5. Порядок прохождения курса военной подготовки для выдачи документа о прохождении военной службы (также — военного билета) устанавливается командиром войсковой части с утверждением Министра обороны Российской Федерации.
Статья 14. Ускоренная военная подготовка
Гражданин Российской Федерации, находящийся на службе в правоохранительных (силовых) структурах и годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об ускоренной военной подготовке на срок, установленный внутренним уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.Статья 15. Права и обязанности гражданина, проходящего ускоренную военную подготовку
15.1. На гражданина, проходящего ускоренную военную подготовку, распространяются такие же права и обязанности, как и на любого военнослужащего, проходящего добровольную военную службу по контракту, а также права и обязанности, предусмотренные пунктами «2», «3», «4» и «5» настоящей статьи.15.2. Гражданин, прошедший ускоренную военную подготовку, имеет право на получение военного билета с присвоенным воинским званием Сержант.
15.3. Действие трудового договора, заключенного между гражданином, проходящим ускоренную военную подготовку, и работодателем, приостанавливается на период ускоренной военной подготовки.
15.4. За гражданином, проходящим ускоренную военную подготовку, сохраняется место работы (службы), должность, а также специальное звание.
15.5. Гражданин, заключивший договор об ускоренной военной подготовке, обязан предупредить работодателя за три календарных дня о приостановлении трудового договора на период прохождения ускоренной военной подготовки.
Статья 16. Служба войск
16.1. Служба войск регламентирует повседневную деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по поддержанию внутреннего порядка, безопасности военной службы, условий жизни и быта военнослужащих, а также выполнение ими должностных обязанностей.16.2. Служба войск включает внутреннюю, гарнизонную и караульную службы и организуется на основе общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и других нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
16.3. Районы (позиции) несения боевого дежурства, районов сосредоточения войск, постоянного места дислокации войск включают внутреннюю, гарнизонную и караульную службы.
Статья 17. Применение оружия, специальных средств и физической силы
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, имеют право на хранение, применение и использование оружия и специальных средств, а также применение физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы. Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы устанавливается законодательством Российской Федерации.Статья 18. Порядок пользования Вооруженными Силами Российской Федерации воздушным пространством Российской Федерации
Пользование воздушным пространством Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством о воздушном пространстве, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Статья 19. Обеспечение вооружением, военной техникой и другими материальными средствами
19.1. Обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной техникой и другими материальными средствами организует командир войсковой части.19.2. Вооружением, военной техникой и другими материальными средствами Вооруженные Силы Российской Федерации обеспечиваются в объемах, полностью удовлетворяющими их потребности.
19.3. Вооруженные Силы Российской Федерации обеспечивают силовые государственные организации вооружением, боеприпасами, организуют и проводят поставки.
19.4. В обязанности Вооруженных Сил Российской Федерации входит постоянное материальное обеспечение государственных структур.
Статья 20. Ответственность за препятствование Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в области обороны
20.1. Препятствование Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в области обороны и военной безопасности, в том числе путем блокирования военных городков, районов (позиций) несения боевого дежурства, районов сосредоточения войск, постоянного места дислокации войск, объектов военной инфраструктуры не допускается.20.2. Лица, виновные в препятствовании Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в области обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Физическая форма военнослужащих
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации обязаны следить за своим состоянием здоровья и регулярно (не менее раза в месяц) проходить комплексный медицинский осмотр у сотрудников государственных медицинских организаций.Осмотр может быть проведен индивидуально, либо как часть общей проверки, назначенной Министром социальной политики.
Глава V. Контроль и надзор за деятельностью вооруженных сил

Статья 22. Судебный, прокурорский надзор
22.1. Судебный надзор за деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами.22.2. Надзор за исполнением Вооруженных Сил Российской Федерации законов осуществляют органы прокуратуры с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
22.3. Действия (бездействие) сотрудника Вооруженных Сил Российской Федерации, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
Статья 23. Государственный контроль
23.1. Государственный контроль за деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации и его заместители, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, Министр обороны в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.23.2. Ведомственный контроль за деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Москва, КремльРоссийской Федерации
25 июля 2025 года
№ 52-ФЗ
Последнее редактирование: