ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Федеральный закон «О Следственном комитете» № 88-ФЗ

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Fantar

Fantar

Руководство Проекта
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Регистрация:17.05.2022
Сообщения:2 498
Реакции:1 921
Баллы:227
VdY4i4z.png

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ»

Принят
Государственной Думой
25 июля 2025 года

Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года


Глава I. Общие положения

RCtx4Sr.png

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

1.1. Следственный комитет Российской Федерации (Далее - СК России, Следственный комитет) - единая Федеральная централизованная система органов, обеспечивающих в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном, административном производстве.
1.2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными, правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации.
1.3. Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;​
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;​
3) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;​
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;​
5) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;​
6) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.​
1.4. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
1.5. Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти, являясь самостоятельным органом государственной власти.

Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в Следственном комитете

3.1. Для целей организации работы Следственного комитета используются следующие основные понятия:
1) следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета;​
2) учреждения Следственного комитета - судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета;​
3) руководители следственных органов Следственного комитета - Председатель Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета), заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Следственного комитета), руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители;​
4) следователь - следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист;​
5) сотрудники Следственного комитета (далее также - сотрудники) - руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.​
3.2. Штатная численность органов и учреждений Следственного комитета устанавливается Председателем Следственного комитета или его заместителем.

Статья 4. Принципы деятельности Следственного комитета

4.1. Следственный комитет является единой централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.
4.2. Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.
4.3. Следственные органы и учреждения Следственного комитета:
1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;​
2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;​
3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.​
4.4. Подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.
4.5. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.
4.6. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета

5.1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
5.2. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
5.3. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II. Полномочия Следственного комитета

RCtx4Sr.png

Статья 6. Обязанности Следственного комитета

На Следственный комитет возлагаются следующие обязанности:
1) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях; осуществлять в соответствии с подследственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;​
2) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, производить предварительное следствие в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;​
3) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения в соответствии с процессуальным и административным законодательством;​
4) осуществлять качественное расследование преступлений;​
5) реагировать на задержания сотрудников государственных организаций и выносить в отношении них процессуальные решения в соответствии с процессуальным законодательством.​
6) Иные обязанности возлагаются на Следственный комитет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации.​
7) Порядок выполнения возложенных на Следственный комитет обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Следственного комитета Российской Федерации, определяется Председателем Следственного комитета или его заместителями путем издания нормативного правового акта.​

Статья 7. Права Следственного комитета

7.1. Следственному комитету для выполнения возложенных на него обязанностей предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных органов;​
2) производить осмотр места происшествия в целях фиксации обстоятельств, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра;​
3) ознакомляться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях;​
4) требовать от граждан покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, не допускать их на отдельные участки при расследовании преступлений на местах их совершения;​
5) при производстве доследственной проверки и предварительного следствия иметь доступ к документам и материалам федеральных органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и уровня секретности в целях проверки находящегося в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;​
6) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения вопросов, возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования; требовать производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов и предметов, привлекать специалистов;​
7) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;​
8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;​
9) производить в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;​
10) проводить оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;​
11) в случаях, предусмотренных актами Председателя Следственного комитета и его заместителей, разрешать сотрудникам органов Следственного комитета использовать форму одежды и транспортные средства без знаков принадлежности к Следственному комитету;​
12) изымать у граждан и должностных лиц вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения;​
13) выдвигать обязательные к исполнению законные требования в порядке, предусмотренном законодательством;​
14) разрешать руководителям следственных органов Следственного комитета, старшим следователям по особо важным делам и следователям по особо важным делам беспрепятственный проход на территории и в помещения негосударственных (частных) предприятий, учреждений и организаций и доступ к их документам и материалам в целях проверки сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;​
15) проводить безотлагательные обыски в любом помещении, транспортном средстве или у лица, если это необходимо для следствия.​
7.2. Иные права предоставляются Следственному комитету в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации.
7.3. Права Следственного комитета реализуются должностными лицами Следственного комитета в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации, нормативными правовыми актами Председателя Следственного комитета и его заместителей.

Статья 8. Увольнение со службы в Следственном комитете

12.1. Служба в Следственном комитете прекращается при увольнении сотрудника.
12.2. Сотрудник Следственного комитета может быть уволен со службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, по собственной инициативе.

Статья 9. Увольнение в связи с утратой доверия

12.1. Сотрудник Следственного комитета подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия сотрудником Следственного комитета мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, за исключением случаев, установленных федеральными законами;​
2) участия сотрудника Следственного комитета на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;​
3) осуществления сотрудником Следственного комитета предпринимательской деятельности;​
4) нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации и (или) совершения проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета.​
12.2. Руководитель следственного органа Следственного комитета, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия руководителем следственного органа Следственного комитета, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему сотрудник, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 10. Утратила силу

Статья 11. Утратила силу


Статья 12. Полномочия руководителя следственных органов Следственного комитета

12.1. Руководитель следственного органа Следственного комитета осуществляет следующие полномочия в отношении следственных органов Следственного комитета:
1) участвует в выработке и реализации государственной политики и обладает правом законодательной инициативы в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;​
2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;​
3) осуществляет руководство деятельностью следственного органа Следственного комитета;​
4) объявляет дисциплинарные взыскания, присваивает специальные звания и лишает их, назначает и освобождает от должностей сотрудников следственного органа Следственного комитета;​
5) в связи с нарушениями законодательства Российской Федерации, следственного органа Следственного комитета, актов Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Следственного комитета осуществляет увольнение со службы сотрудников следственного органа Следственного комитета;​
6) проводит мероприятия оперативного и иного характера, направленные на профилактику либо ликвидацию правонарушений;​
7) отменяет правовые акты сотрудников следственного органа Следственного комитета, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Следственного комитета;​
8) издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях — совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение;​
9) назначает следователей и освобождает их от занимаемой должности. Руководитель следственного органа Следственного комитета при освобождении от должности следователей по отрицательным мотивам лишает специальных званий сотрудников органов юстиции и наград Следственного комитета Российской Федерации;​
10) присваивает, снижает и лишает специальных званий сотрудников органов юстиции в порядке, установленном законом или актом Председателя Следственного комитета и его заместителей.​
12.2. Председатель Следственного комитета Российской Федерации и его заместители вправе устанавливать объем полномочий руководителей следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и их заместителей.

Глава III. Деятельность Следственного комитета

RCtx4Sr.png

Статья 13. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета

13.1. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок, в случае если такой срок не установлен действующим законодательством.
13.2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.
13.3. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб

14.1. В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном действующим законодательством и актами Председателя Следственного комитета Российской Федерации и его заместителем. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица в прокуратуру или в суд.
14.2. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном руководителем следственного органа Следственного комитета.
14.3. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.
14.4. В случае, если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но есть наличие в нем признаков административного правонарушения и данный вопрос не входит в компетенцию Следственного комитета, следователь направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.

Глава IV. Система Следственного комитета и организация деятельности Следственного комитета

RCtx4Sr.png

Статья 15. Система Следственного комитета

15.1. В систему Следственного комитета входят:
1) центральный аппарат Следственного комитета;​
2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;​
3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета;​
4) криминалистические подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам Российской Федерации).​
15.2. В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.
15.3. В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности первых заместителей руководителей следственных органов Следственного комитета, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности, в соответствии с решением руководителя следственного органа Следственного комитета.
15.4. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Следственного комитета.
15.5. Порядок прохождения службы, работы в следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета устанавливается руководителем следственного органа Следственного комитета.

Статья 16. Председатель Следственного комитета

16.1. Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
16.2. Председатель Следственного комитета:
1) организует работу Следственного комитета;​
2) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Следственного комитета приказы, распоряжения, указания, утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы Следственного комитета и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения указанных лиц;​
3) утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета;​
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.​
16.3. Председатель Следственного комитета обязан сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
16.4. Председатель Следственного комитета освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств.
16.5. В отсутствие Председателя Следственного комитета или в случае невозможности исполнения им своих служебных обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Следственного комитета, а в отсутствие Председателя Следственного комитета и его первого заместителя или в случае невозможности исполнения ими своих служебных обязанностей – один из заместителей Председателя Следственного комитета в соответствии с распределением служебных обязанностей.

Статья 17. Заместители Председателя Следственного комитета

17.1. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей. Количество заместителей Председателя Следственного комитета устанавливается Председателем Следственного комитета.
17.2. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Следственного комитета.

Глава V. Служба в Следственном комитете. Правовое положение сотрудников Следственного комитета

RCtx4Sr.png

Статья 18. Служба в Следственном комитете

18.1. Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
18.2. На сотрудников Следственного комитета распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
18.3. Назначение на должности, включенные в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и освобождение от указанных должностей осуществляются Председателем Следственного комитета.
18.4. Сотрудникам Следственного комитета, назначенным исполняющими обязанности по вакантным должностям, включенным в перечень должностей в Следственном комитете, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, предоставляются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета, соответствующие данным должностям.

Статья 19. Присяга сотрудника Следственного комитета Российской Федерации

19.1. Гражданин, впервые назначаемый на должность в Следственном комитете, принимает Присягу сотрудника Следственного комитета Российской Федерации следующего содержания:
"Посвящая себя служению России и Закону, торжественно клянусь:​
свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;​
непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, и добиваться высокой эффективности и беспристрастности предварительного расследования;​
активно защищать интересы личности, общества и государства;​
чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям, обращениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;​
строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;​
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции Следственного комитета Российской Федерации.​
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в Следственном комитете Российской Федерации".​
19.2. Порядок принятия Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации устанавливается Председателем Следственного комитета.

Статья 20. Служебное удостоверение

20.1. Сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Следственного комитета выдаются соответствующие служебные удостоверения установленного Председателем Следственного комитета образца.
20.2. Служебное удостоверение сотрудника Следственного комитета является документом, подтверждающим его личность, должность, специальное или воинское звание.
20.3. Служебное удостоверение сотрудника Следственного комитета подтверждает его право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику Следственного комитета настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 21. Меры государственной защиты сотрудников Следственного комитета

21.1. Сотрудники Следственного комитета находятся под государственной защитой.
21.2. Государственная защита сотрудников в случаях исполнения ими служебных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников сотрудников, а в исключительных случаях также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
21.3. Сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Типы и модели указанного оружия, порядок его приобретения Следственным комитетом устанавливаются Следственным комитетом Российской Федерации.

Статья 22. Порядок привлечения сотрудника Следственного комитета к уголовной ответственности

22.1. Проверка сообщения о совершенном сотрудником Следственного комитета преступлении, возбуждение в отношении его уголовного дела (за исключением случаев, когда он застигнут при совершении преступления) и производство расследования являются исключительной компетенцией следственных органов Следственного комитета.
22.2. Сотрудник Следственного комитета, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на период производства расследования отстраняется от должности.
22.3. Сотрудника Следственного комитета нельзя привлечь к уголовной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера, если при исполнении своих обязанностей сотрудник Следственного комитета не совершил тяжких или особо тяжких преступлений против жизни и здоровья человека.
22.4. Неприкосновенность сотрудника Следственного комитета включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Статья 23. Поощрение и награждение сотрудников Следственного комитета

23.1. За добросовестное исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу в Следственном комитете, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:
1) объявление благодарности;​
2) награждение Почетной грамотой;​
3) выплата денежной премии;​
4) награждение подарком;​
5) награждение ценным подарком;​
6) награждение сладким подарком;​
7) досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного;​
8) награждение медалями Следственного комитета, учрежденными Председателем Следственного комитета;​
9) награждение нагрудным знаком "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации" с одновременным вручением Почетной грамоты Председателя Следственного комитета Российской Федерации.​
23.2. Председатель Следственного комитета и его заместитель может применять установленные настоящей статьей поощрения и награждения к не являющимся сотрудниками Следственного комитета лицам, оказывающим содействие в решении возложенных на Следственный комитет задач и в развитии системы Следственного комитета.
23.3. Особо отличившиеся сотрудники Следственного комитета могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации, поощрению Председателем Правительства Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Использование форменной одежды

24.1. Порядок ношения форменной одежды устанавливается руководителем следственного органа Следственного комитета и утверждается Председателем Следственного комитета или его заместителем.
24.2. Иные правила использования служебной формы, в том числе установление случаев когда её ношение не обязательно для исполнения служебных обязанностей, могут устанавливаться Председателем Следственного комитета и его заместителями.
24.3. В случае участия сотрудника Следственного комитета в судебном заседании в соответствии с его полномочиями, а также в других случаях его официального представительства ношение форменной одежды или военной формы одежды обязательно.

Глава VI. Контроль и надзор за деятельностью Следственного комитета

RCtx4Sr.png

Статья 25. Судебный, прокурорский надзор

25.1. Судебный надзор за деятельностью Следственного комитета осуществляется в соответствии с федеральными законами.
25.2. Надзор за исполнением Следственным комитетом законов осуществляют органы прокуратуры с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
25.3. Действия (бездействие) сотрудника Следственного комитета, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган Следственного комитета или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации и (или) в суд. Обращение лица в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации не препятствует его обращению в суд.

Статья 26. Государственный контроль

Государственный контроль за деятельностью Следственного комитета осуществляют Федеральное собрание Российской Федерации, Председатель Следственного комитета и его заместители, в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.



Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль
25 июля 2025 года
№ 88-ФЗ
 
Последнее редактирование:
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Personalize

Верх Низ